Положение крестьян
Как говорилось в предыдущей лекции, реформы Петра I не имели четкого плана и во многом были обусловлены ходом Северной кампании. Северная война вызвала значительный рост государственной повинности крестьян и посадских людей. Помимо ямских, стрелецких денег, взимавшихся в 17 веке, население должно было платить новые налоги: на корабельную починку, жалование ратным людям, рекрутам. Устанавливались поборы с бань, ульев, “подымная”, с рыбных ловлей, с перевоза и т.д. Поощряемые правительством изобретатели новых налогов – прибыльщики – изощрялись в поисках новых источников доходов. По предложению прибыльщика Курбатова в России была введена “орленая” или как сегодня можно сказать – гербовая бумага. Налогом облагались даже дубовые гробы. Не менее обременительной для трудовых масс была рекрутская, а так же подводная и постойная повинности. Тысячи людей ежегодно призывались на пожизненную службу в армию и на флот. Кроме того, с 1699 по 17009 год на строительстве крепостей и гаваней ежегодно было занято около 17 000 крестьян и посадских. Если в XVII веке подводная повинность населения была эпизодической, то в связи с Северной войной она стала постоянной. На крестьянских подводах к театру военных действий доставлялись продовольствие, фураж, вооружение, снаряжение, боеприпасы, а иногда и даже рекруты. Обязанность предоставлять постой войскам при формировании маршей, при расположении на зимние квартиры – также разоряла крестьян и посадских жителей. На содержание армии с населения взимались сухари, мука, крупа, овес. Или вместо всего этого население просто вносило деньги. К этому следует добавить “великия неправда и грабительства” чиновников, как тогда говорили, которые беспощадно выколачивали накопившиеся поборы в свою пользу.
Помимо налогов, правительство использовало еще один источник увеличения государственных доходов. С 1700 года правительство стало проводить денежную реформу, которая сопровождалась уменьшением количества серебра в монете. Только за три года с 1700 по 1703 года, в течение которых проводилась чеканка новой монеты, казна получила чистой прибыли свыше 2 000 000 рублей. Такая порча монеты вызвала понижение курса рубля почти вдвое. Соответственно, поднялись цены на товары.
Владельческие повинности крестьян так же увеличились, хотя и не в таком размере, как государственные. Наиболее распространенной была трехдневная барщина. Однако некоторые помещики посылали крестьян на барщину и чаще. Как отмечал известный публицист петровского времени Иван Тихонович Посошков, есть такие бесчеловечные дворяне, что в рабочую пору не дают крестьянам своим даже одного дня. По словам Посошкова, такие дворяне руководствовались правилом: крестьянину не давай обрасти, но стриги его, как овцу догола.
На рост государственных и владельческих повинностей крестьяне и посадские люди отвечали прежде всего бегством. Так, в первом десятилетии XVIII века бегство приняло невиданный ранее размах. Перепись населения, предпринятая в 1710 году, обнаружила массу пустых дворов. Причем чем ближе тот или иной район находился к театру военных действий, тем больше там было пустых дворов. В Смоленской губернии больше 20% дворов пустовало. В Архангелогородской и Ингерманландской губерниях по сравнению с данными переписи 1678 года численность населения уменьшилась почти на 40%. Крестьяне бежали на окраины государства: в Сибирь, на Дон, в Поволжье, где легче было укрыться от всяких сборов и поборов.
Но феодальные порядки развивались не только вглубь, но и вширь. Так, государство и феодалы пытались насаждать крепостнические отношения и на новых территориях.
Далее — Народные движения