Областная реформа
Теперь перейдем непосредственно к преобразованиям Петра Великого в системе государственного управления. В своем стремлении к рационализации Петр предавал большое значение реформам административного устройства. Утверждение абсолютизма обычно связано с радикальными преобразованиями всей политической системы государства. В ходе административных реформ Петра произошла ломка всей структуры традиционных государственных учреждений. Прежде всего — боярской Думы и приказов. Первым шагом в формировании новой системы государственного управления стала областная реформа. Система управления уездами из центра, унаследованная от 17 века, не обеспечивала эффективной борьбы с бегством крестьян, оказалась не способной предотвратить Астраханское и Булавинское движения. Приказы и подчиненные им воеводы слабо справлялись со сбором налогов. Так что недоимки росли из года в год. В 1708 по 1710 года правительство провело областную реформу. Сущность этой реформы состояла в том, что между уездами, ранее непосредственно подчинявшимся центру и приказам, появились промежуточные административные единицы – губернии и провинции. Вся страна была разделена на 8 губерний. Можно назвать следующие: Московская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Сибирская ну и т.д. во главе с губернаторами. Губернаторы были обличены правами главнокомандующих расположенных на территории губернии войск, обладали всей полнотой административной и судебной власти. В подчинении у губернаторов находилось 4 помощника, каждый из которых ведал определенной отраслью управления. Обер-комендант возглавлял военное ведомство, обер-комиссар и обер-провиантмейстер отвечали за денежные и хлебные сборы, ландрихтер управлял судебными делами. Губернии делились на провинции, а последние – на уезды. Проведение такой областной реформы значительно увеличило штат чиновников, которые подобно саранче опустошали управляемые территории всякого рода сборами и налогами, а так же поборами в свою пользу. Областная реформа внесла существенные изменения в организацию центрального аппарата государства. Ратуша утратила значение центрального казначейства страны, т.к. ее финансовые функции перешли в ведение областной администрации. Так же исчезли областные приказы. Вслед за организацией губерний в 1711 году был учрежден Сенат, заменивший боярскую Думу.
Аристократическая по составу боярская Дума стала отмирать еще с конца 17 века. Она сократилась в своем составе, так как пожалование думными чинами более не проводилось. В Думу проникали недумные чины и лица незнатного происхождения, которые пользовались доверием царя. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 году Ближняя канцелярия. Это было учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве. Ближняя канцелярия вскоре стала местом заседания боярской Думы, переименованной в консилиум министров. Отправляясь в Прутский поход, Петр и учредил Сенат для временного управления страной в период своего отсутствия. Всем лицам и учреждениям под угрозой жестокого наказания велено было беспрекословно выполнять сенатские указы. Таким образом, Сенат превратился в постоянное учреждение с весьма широкими правами. Оно контролировало правосудие, руководило расходами и сбором налогов, ведало торговлю. К нему перешли функции Разрядного приказа.
Далее — Фискалы