Проза. История. Часть 6
Марк Юлий Цицерон – римский античный философ. Жил на рубеже эпохи республики и империи. В его время академики не назывались скептиками, поскольку это была отдельная школа. Как и Платон, он писал диалоги, которые также имеют конфликт мнений. Будучи скептиком, он использовал идею вероятного. Тексты Цицерона – это гибриды риторики и философии. В центре риторики стоит обычный человек, для которого возможно нахождение различных стилей аргументации и т.п.
Почему то, что пишут Платон и Цицерон – это литература, а не риторика и философия? Нельзя ограничиться тем, что это только эстетически приятный текст. Для поэзии (эпос, драма, лирика) возможно аддиктивное отношение к действительности. В этом плане объект ее специфичен, и сам Платон сформировал целую иерархию объектов. Философия шире поэзии, а у поэзии одинаковый предмет с драмой. Этот предмет философии такой же, как предмет в поэзии – человек, который понят как этос, как некоторый характер. Отсюда драматичность диалогов Платона. Задачи, которые он ставит, можно обрисовать только через драматургию. Ведь нужно обрисовать характер, иначе разрушается процедура познания. Но лишь некоторую роль поведения, которая вращается вокруг личности, и если нет личности, то и познание невозможно. Архаическая античная система познания нуждается в некотором посреднике, пророке. Философия Платона дает возможность каждому стать таким посредником, надеть на себя маску Сократа. Именно поэтому драматический элемент в текстах Платона и Цицерона – это не украшение, а конструкция. Когда появляется конфликт, взаимодействие сторон, тогда появляется личность. Она вырисовывается и выражает то или иное мнение. Такие задачи могут быть решены только с помощью поэзии. Это все приложимо и к риторике, поскольку она не может существовать без концепции человека. Важнейшим аргументом является то, что средство выражения вырабатывает именно поэзия. То, о чем пишет Цицерон в своих текстах, посвященных риторическим приемам, в «Бруте», «Ораторе», то, как строят тексты 3 величайших оратора – Лисий, Сократ, Демосфен, взято из поэзии. Когда читаете тексты, описывающие речи ораторов, вы видите такие характеристики как драматичность, бытовые подробности, лиричность. Это указывает на связь прозаического литературного текста с текстом поэтическим. Например, Лисий пишет просто и ясно, кратко, выразительно и драматично. Сократ пишет выражено и гладко, у него наиболее классический стиль, он призывает избегать словесных ухищрений софистов, и стремится к истинной философии, которая связана с риторикой. Сократ разнообразил ритмичный период в прозе, который приближает ее к поэтическим приемам. Демосфен был сторонником пафосных речей, азианского красноречия, и в то же время стиль каждой речи выбирает в зависимости от содержания и направления речи. Один стиль для судебных речей, другой – для политических, более возвышенный. В поэтике Аристотель и Демосфен обращают внимание на выбор слов, употребление метафор, на различные восклицания, на то, как именно добавить в речь силу аргументации или убавить накал.
Позднеантичный роман.
Среди текстов этого типа господствуют два направления – любовно-буколический роман и любовно-авантюрный роман.
Буколические романы склонны изображать влюбленных на фоне прекрасной природы, хотя с персонажами происходят неприятности, но, тем не менее, они разрешаются благополучно и происходят на фоне идеальной природы – в раю. Сильно влияние произведений Вергилия, «Георгик» и «Буколик». Встречаются в романах и драматические элементы, как этического описания, так и лирического переживания, особенно много этого в авантюрных романах. Множественность приключений дает возможность авторам использовать любое достижение античной литературы – биография, история, философия, религия. Например, «Золотой осёл» Апулея и философские пиры у Макробия и Петрония. Античный роман, связанный с иудейской литературой, оказал немалое влияние на формирование принципа описания житий. Зачастую житие – это изложение различных событий, которые происходили с какими-либо святыми. Нужен литературный инструментарий для описания того, что происходит.
Вся античная литература оказывала влияние на последующие поколения, в том числе и на христианскую литературу.
К началу лекций о античной литературе