Проза. История. Часть 3
Биография.
Для Рима эпохи республики биография–автобиография пришла из истории, которая писалась аристократами, а не профессиональными историками, как у греков. Например, у Цицерона есть работа, где он пишет о том, что с ним происходило. Со времени известного римского биографа Светония, стали составляться биографии ученых по александрийскому образцу. Они были необходимы для текстового издания. Появляется некий схематизм в описании истории жизни каждого человека. Впоследствии этот схематизм будет заимствован Византийской историографией, которая также любила вставлять в историческое повествование биографические очерки. Есть элементы этого схематизма и в житийной литературе, где главным автором являлся Плутарх.
Плутарх родился 46 г. до н.э. и умер 27 г. Жил при Нероне и при его преемниках – Траяне, Адриане. Был из родовитой семьи, вращался в высоких кругах, получил энциклопедическое образование. В своем творчестве отражал этические проблемы. Он написал два крупных сочинения: «Моралии» (с греч. – этические проблемы) и «Параллельные жизнеописания». Жизнеописания различных людей он собирал так же, как Диоген Ленский собирал жизнеописания философов. Плутарх был не первый, ему предшествовал Светоний, написавший жизнеописание 12-ти Цезарей, и Корнелий, и Тацит, и Аврелий Виктор, но все эти римские авторы писали автобиографии, как сказано выше, по схеме.
Плутарх в течение 10 лет написал 50 жизнеописаний, причем 40 из них – парные жизнеописания, о чем говорят названия. Плутарх любит подчеркивать прежнюю суровость и необыкновенную красочность истории. В основном идеи, которые он излагает, – это различные моральные представления. Как биографа его интересует, в первую очередь, характер человека. Он считал, что характер проявляется в мелочах, и потому в его текстах мы находим истинно житейскую обстановку. Он называл прошлое зеркалом, мы туда смотримся и хотим быть достойными предков. Но при этом он не идеализирует прошлое и считает, что оттуда не стоит брать все. В этом плане он проявляет идею соблюдения меры, какую несколько сотен лет назад проявил Сократ. Он считает, что нужно воспитывать в человеке разумную умеренность и поучать к добру. Отсюда появляется классическая система воспитания.
Наличие тем воспитания возвращает нас к вопросам этического и морального характера. Житие построено просто: сначала излагается происхождение, род, семья, юные годы, воспитание, далее деятельность персонажа и смерть. Вначале всегда есть нравственная установка. В окончании есть обращение к другу, но не всегда.
В описание Плутарх любит вставлять интересные моменты, афоризмы, анекдоты, чтобы выделить яркие черты каждого поколения. Например, в жизнеописании Аристида он описывает, как греки соперничали друг с другом и вечно спорили из-за трофеев. В жизнеописании Брута Плутарх отмечает буйство толпы. Он также любит изображать мелкие психологические символические детали, которые характеризуют внутреннюю составляющую человека. Например, Цезарь принимает кольцо, но отворачивает голову от отрубленной головы Помпея, или разжимает руку, когда понимает, что это последний удар Брута.
Некоторые события изображаются в театральных тонах. Подобный интерес был важен для греческих авторов (не только для Плутарха). Например, в биографии Красса излагается, что он был отправлен против парфян, где и погиб. Как говорит Плутарх, «ирония судьбы». А у парфян в это время пировали армянский царь Артавазд и Гирод, и там впервые была поставлена трагедия «Вакханки». От этого театрального убийства, которое происходит в трагедии, Плутарх переходит к театру в жизни царей, т.е. один из них из зависти казнил визиря, потерял сына, а сам парфянский царь заболел, и другой его сын дал ему яд, который не подействовал, тогда сын задушил своего отца и т.п. Этот театр в жизни вершат судьба и история, именно они переносят игру с политической сцены на трагическую, например, как в жизнеописании Деметрия или Цезаря, Помпея, А. Македонского.
Далее — Проза. История. Часть 4