Лирика. История. Часть 4
Лирика. История. Часть 4
Классический период – начало V в. до н.э. Довольно мало лирических поэтов появилось в классический период. Они появились позднее, в эпоху эллинизма, в которую литература отличается от классической. Ей свойственен универсум, космополитизм. Люди ощущают себя частью единого неделимого мира. В таком огромном мире, наконец, на арену выходит человек, но это не гражданин Полиса, а просто отдельный маленький человек. Он живет в огромном доме – ойкумене (обитаемое огромное общее жилище). Он живет в согласии с окружающими, это подчеркивается и некоторыми религиозными изменениями этого периода, и языковым единением. В это время диалекты сходят на нет, и образовывается общегреческий язык. Общими становятся законы, и человек приходит к мнению, что он сам также является ценностью. Раньше ценностью была общность людей, общность Полиса.
Ранний эллинизм. Этому времени свойственно просвещение. Появляется Александрийская библиотека, очень сильно развивается филология, критика текста, герменевтика, схоластика. Несмотря на гибель Александрийской библиотеки в 272 г., развитие продолжается в других местах. Философские школы – эпикурейцы, стоики, скептики – направления, которые отличаются от прежней философии.
В литературе мы наблюдаем, с одной стороны, мифологию – не слишком распространенные мифы, новые и оригинальные детали. С другой стороны, бытовой характер литературы, поскольку у частного человека есть частная жизнь, в которой не участвует политика. Это подражание жизни, как сказал бы Аристотель, которая уже не так сильно связана с государственными деяниями. Отсюда появляется литература характеров, в которой разрабатываются психологические биографические оценки, а также литература настроений, несколько оторванная от реальных ощущений человека, от его состояний души. Это не то состояние, которое описывает Сафо, переживая за возлюбленного.
Ученая литература становится изощренной и слабо понятной обычным людям. Новые поэты стремятся наполнить строгую форму новым содержанием, часто увлекшись формой в ущерб содержанию и зная, что их потом будут критиковать.
К эллинистическим поэтам относится Каллимах. Он родился в 310 г. до н.э. и умер в 240 г. до н.э. Был соперником и современников Аполлония Родосского, о котором мы говорили в эпосе. Каллимах в основном писал гимны, из них известны 6 гимнов: Зевсу, Аполлону, Артемиде, к острову Делосу, Афине, Деметре. Его гимны отличает большое изящество, декоративность, отточенность форм. Каллимах проявляет глубочайшие познания мифологии старины и древности. Он любит интеллектуальные игры, и ему свойственен иронический скептический настрой даже по отношению к мифологии событий. Это свойство именно для эллинистического периода, и такие отношения можно отнести на счет игры. К богам у него уважительное отношение, как к высшим владыкам. Надо отметить, что его гимны не культовые, а чисто художественные произведения. В стиле его гимнов можно выделить архаичность языка. Он любит использовать гомеровские словечки, щеголяя знаниями и ученостью. Сюжет характеризуется проявлением любви эллинизма к необычности.
Сюжеты у Каллимаха, с одной стороны, традиционные, с другой стороны, они подвергнуты особой разработке. Например, 3-й гимн показывает Артемиду шальной девочкой. В 1-м гимне рассказывается о том, что Зевс родился в Аркаде, а не на Крите. В гомеровских гимнах всегда присутствуют биографии и просьбы к богам. У Каллимаха нет таких зачинов с обращениями к музе и к кому бы то ни было, нет таких концовок и отсутствует обычный эпический объект повествования. Это некоторая зарисовка, с одной стороны, носит назидательный дидактический характер – надо слушаться богов, нельзя пресекать границы, – с другой стороны, этот дидактизм выражается в драматической форме. В его гимнах мы можем найти обращения к богам, связанные с идеологией, к поэтам и зрителям, призывы к пляскам и просьбы к прислужницам совершить некие действия. Он словно хочет представить развитие сюжета зримым и слышимым. В центре его гимнов стоит эпифомия божества, т.е. вынос изображения бога из храма на время праздников. Все это создает впечатление декоративности и театральности. Не забудем и об иронии и скепсисе, которыми овеяны гимны Каллимаха. Ирония его сочетается пиететом по отношению к царям и владыкам. Например, к Птолемею II Филадельфу, который именуется спасителем, несмотря на все свои деяния. То же самое относится не только к царям, но и к богам. В 1-м гимне Зевс встает в одеянии владыки небес. За такой красотой декоративного мы можем проследить мысль о зависимости человека от божеств и царской воли, где человек вынужден бояться и остерегаться ее и в то же время слушаться.
Далее — Лирика. История. Часть 5