Лирика. История. Часть 2
Лирика. История. Часть 2
И мы переходим к другому подвиду – ямбам. Ямбы посвящены критическому осмыслению окружающего мира и часто язвительной оценке того, что поэт видит вокруг себя. Архилох жил примерно в VII в до н.э., родился на о. Парос. Попал в солдаты, был довольно страстный человек, буйный и поэтому было много врагов. Считается, что он был убит в очередной ссоре. По преданию убийца Архилоха пришел в храм Аполлона в Дельфах, а пифия ему сказала: «Вон из храма служителя муз умертвивший ты», то есть Архилох признавался настоящим великим поэтом. Свои очень личные чувства он высказывает в стихах. Впервые в стихах появляется такой момент, как разговор поэта с самим собой. Как и Солон, Архилох в своих ямбах проповедует соблюдение меры: ничто не должно быть слишком. Подобные идеи исповедовал и Гесиод. Пересечение меры ведет к тому, что человек приобретает наглость, что ведет к погибели.
Сольная лирика, или мелос. Алкман является представителем дорийского хорового мелоса. Он известен своими парфениями (это песни для женского хора, писал он их в VII в. до н.э.), где воспевает мифологических персонажей – Диоскуров, сыновей Гиппокоонта, убитых Гераклом, и самих участниц хора. Для религиозного песнопения, для прославления участников действа, не высокопоставленных лиц, а обычных исполнителей, что является нововведением, Алкман писал хоровые гимны и Зевсу, и Аполлону, и Афродите, и различным другим богам. В своей поэзии он обычно обращается к музам. Это характерно и для эпоса. Говорит, что свои мотивы позаимствовал из пения птиц, и увещевает себя остерегаться Эрота, который то дурачится, то снисходит к нам, согревая наши сердца. Ему принадлежит картина тихого вечера.
Следует отметить и некий дуализм Алкмана. Он хвалит, например, свою пищу, говорит, что никак не может поесть досыта, восхваляет красоту женщин, ценит оружие. В своей лирике он употребляет стандартные методы и добавляет новые – бокхий (короткий, два долгих) и анфимакр (долгий, краткий, долгий). Следует заметить, что при переводе на русский язык, это богатство теряется, поскольку мы не можем ставить подряд ударения в большом количестве, а вот лирики могли ставить долгие гласные друг за другом.
Следующий наиболее известный представитель мелоса – Пиндар. Он жил позже, родился примерно в 552-518 гг. около Фив и умер в 448-447 гг. (432-431 гг.). Получил своеобразное учение в Афинах и был очень популярным поэтом в античном мире. До нас дошло много его стихотворений: 4 книги его эпиникиев, которые разделяются на книги в зависимости от рода олимпийских состязаний, которые он воспевает: олимпийские, пифийские, истмийские. Это разделение было выполнено в александрийское время. Есть и более мелкое деление в каждой книге – ода победителей конников, кулачных бойцов и в честь атлетов. Всего сохранилось 45 од и много фрагментов разного рода и типа лирики – хореи, застольные и похоронные песни.
Эпиникии Пиндара по содержанию очень отличаются большой величавостью и благородством. Это поэзия, которая воспевает великий общепринятый порядок и строгие устои жизни (в основном дорийские), при этом без фанатизма или упертости. Пиндар говорит, каким должен быть идеал, но не в том смысле, как мы привыкли воспринимать, говоря о классических идеалах. В религиозном отношении его оды – это среднее между традицией, более поздними верованиями и современными видениями. У него нет экзальтации и в то же время есть новые отображения, свойственные эпохе. Например, говоря о богах, он доходит до отвлеченного представления о божественной силе, что является следствием влияния философской мысли. Он любит говорить о судьбе человека, о том, как эфемерна человеческая жизнь. Однако человеческая жизнь может быть покрыта действиями богов, которые своими дарами обеспечивают человеку красивое существование. Пиндар оптимист в своих текстах. Он поднимает в своей хоровой мелике патриотические темы. Однако и в отношении религии, и в отношении патриотических элементов он избегает касаться спорных и злободневных вопросов. Он защищает порядок и законность в целом.
Что касается стиля, стоит вспомнить суждения о нем Горация, который сравнивает речь Пиндара с горными потоками, которые бурно мчат камни и разрушают скалы вокруг себя. Его стиль менее всего можно назвать гладким и спокойным. Его тексты порывисты, образы редко сменяют друг друга, переходы эти смелые и неожиданные и даже находящиеся на грани с разрывом связи между отдельными образами. Для Пиндара характерно огромное метрическое многообразие сущности каждой оды, написанной своим размером и набором строк.
Далее — Лирика. История. Часть 3