Лирика. История. Часть 1
Лирика. История. Часть 1
Мы коротко рассмотрели всю античную лирику: и греческую, и римскую. Узнали, что она собой представляет, какие у нее есть особенности. Теперь посмотрим на каждого из представителей отдельно.
Древнегреческая лирика разделяется на 2 большие группы:
— декламационную (элегия, ямб)
— песенную
В каждой из этих групп есть свои подгруппы. Начнем с представителей элегической лирики, в том числе и потому, что это наиболее древний поджанр лирики.
Элегия отличается от остальной лирики не только своим декламационным характером, но и размером. По причине наличия гекзаметрической строки в лирических текстах, можно констатировать некоторую близость лирики к эпосу. Возможно, это послужило причиной появления элегии как наиболее раннего жанра лирики. Мы выделяем несколько подвидов элегии. В первую очередь, это гражданская элегия. Самые крупные представители – Тиртей и Каллин. Их гражданская элегия более воинственна, чем гражданская элегия Солона, который склонен больше к политическим темам в своих текстах. Каллин в своих элегиях увещевает жителей Магнезии сопротивляться напавшим киммерийцам. Тиртей в элегии «Благозаконие» пишет о том, что есть добрые мирные порядки, в ней он призывает защищать старину. В элегии «Советы» он излагает патриотические взгляды, которые впоследствии становятся общегражданскими.
У Солона в тексте «Советы афинянам» изображено состояние Афин, неудачное до реформ Солона. Солон был знаменитым афинским реформатором. В этой элегии он рисует пресыщенность знати, ее алчность, которые грозят народу большими несчастьями, если это будет продолжаться. Солон выдвигает идею соблюдения меры во всем, и эта мера должна соблюдаться как общий принцип всей человеческой жизни.
Солону свойственно высказывание идей, которые обличены часто в форму сентенций, например, в элегии «Советы самому себе». Счастье – это не только слова и богатство, а также справедливость. Наиболее удачно гномическую элегию развивал Фокилид. У другого представителя элегического поджанра лирики Феогнида Мегарского к мотивам общественным, политическим добавляются также разнообразные личные мотивы – это не любовные переживания, а переживания по поводу общественных и социальных моментов. Например, с одной стороны, он призывает к крепкой власти по отношению к низшим слоям общества – грузчикам и корабельной черни, но в то же время критикует и благородную часть населения, осуждая их за жадность, за страсть к деньгам и т.д.
Лучше всего для Феогнида золотая середина – это и почитание богов, и почитание правды. Он призывает к скромности и благоразумию, а если этого нет, то его обуревает пессимизм, который весьма отчаянный. В его стихах мы чувствуем бурление раздирающих его чувств – злоба, ярость, отчаяние, презрение к рабам и аристократам. Он откликается на актуальные события очень лично.
Имеется в элегии и любовная тема, ярким ее представителем является Минерм. Он в основном воспевает молодость и страшится старости и говорит, что предпочел бы старости смерть. Местами он рассуждает о человеческой жизни и делает это меланхолически, т.е. впадает в меланхолию, когда думает о том, что будет с человеком, когда он состарится.
Еще одним подвидом элегии является философская элегия. В основном ее писали Ксенофан, Парменид, позднее Эмпидокл. В основном философскую элегию относят к общей группе дидактической элегии, к ней же относятся эпиграммы. Эпиграммы не в смысле язвительных высказываний о неком лице, это посвятительные надписи богам, надгробные надписи, адресованные лицам, с высказываниями афористического характера. Одним из основным эпиграмматистов того времени являлся Архилох и Симонид Кеосский.
Далее — Лирика. История. Часть 2