Лирика. Теория. Часть 13
Лирика. Теория. Часть 13
Связь между содержанием и формой у Горация также напоминает Аристотеля. Если мы вспомним, что говорит Аристотель о критике поэзии в самом конце «Поэтики», – он говорит, что есть двенадцать пунктов, по которым нужно судить о том, хорошее ли произведение или плохое. Пункты эти следующие: хорошо или плохо что-то кем-то сказано или сделано; далее, это предмет; далее, что касается способа, то кто это делает и говорит, кому, когда и для кого или для чего – это пять, и что касается средств, то каковы способы выражения – это шестой, глосса, метафора, ударение, знаки препинания, двусмысленные слова, особенности словоупотребления; итого одиннадцать пунктов. Также нужно учитывать предпочтение невозможного вероятного перед возможным, но невероятным. Вот эти двенадцать пунктов, по которым следует оценивать произведение. Как мы видим, как для Аристотеля, так и для Горация также важны и форма, и содержание, и связь между ними – всё должно быть. А Гораций всё это объединяет идеей, что всё должно быть едино и просто в результате деятельности поэта. А порицает Аристотель, как мы помним, что-то невозможное, нелогичное, безнравственное, противоречивое и нечто противоречащее правилам поэтики. Это, в общем, соответствует правилам критики поэзии Горация, с той лишь разницей, что Горациев поэт ближе, скажем так, к искусству, чем к таланту. Он хоть и говорит, что важно и то, и другое, однако вся его «Поэтика», в сущности, посвящена именно искусству, а не таланту, потому что о таланте и говорить нечего.
Таков третий этап развития римской поэзии, он заканчивается примерно в 15 году. И надо сказать, что последний этап несколько отличается от предыдущих этапов, поскольку поэзия в это время, можно сказать, пошла по пути наибольшего спроса и наименьшего сопротивления. И мы имеем, с одной стороны, восхваляющий официоз, то есть восхваление властей, и также массовую мифологическую поэзию про всё, по образцам Крита, – Ювенал это очень критиковал. Что касается неофициальных поэтических произведений, то, с одной стороны, очень популярны такие канонизированные предыдущими этапами жанры, как, например, эпиграмма, и популярен тот же Марциал, и, с другой стороны, популярны мифологические ученые поэмы, они становятся популярными в довольно-таки узком кругу. Это как, например, эксперименты Лукана. Можно выделить также и некоторые попытки создать новую элитарную поэзию. Например, в первом веке неотеризм – можно выделить некоторую группу поэтов, во втором веке – архаизирующих поэтов, но в общем и целом римская поэзия этого периода, с начала первого века н.э. и до гибели Римской империи, по своему статусу стала очень похожа на эллинистическую поэзию и ее место в греческой культуре. Есть некоторая элитарная поэзия, есть массовая, достаточно развитая. Поэзия как детище досуга – отныне это само собой подразумевающаяся вещь. Очень много поэзии пишется для поэзии, а всё остальное – оно живет просто по инерции. Средства, скажем так, обучения масс к данному моменту очень развиты. И библиотеки, и публичные чтения – это всё повсеместно распространено, книготорговля также очень развита.
Контраст между греками и римлянами отныне отсутствует – это просто жители огромной империи, и те, и другие, а что касается статуса поэта в последний этап, то поэт, конечно, по инерции остается пророком, но, скажем так, официальным пророком. А в глазах других авторов, типа Марциала и прочих, это, с одной стороны, некоторое голодное существо, которое ждет милости от патрона, – и, в общем-то, толпа так часто на него и смотрит – и некоторый чудак, который зачем-то этим занимается. А зачем он этим занимается, понятно в этом элитарном или полуэлитарном кружке его друзей и сообщников.
Таков в целом общий взгляд на античную лирику, а в следующей лекции мы с вами разберем и конкретных представителей.
Далее — Лирика. История. Часть 1