Лирика. Теория. Часть 9
Лирика. Теория. Часть 9
Что мы имеем для этого этапа эпохи гражданский войн? Это поэзия тех самых неотериков ближе к концу периода, к неотерикам у нас относится такой поэт как Катулл, и это эпилии, которые создаются различными авторами. Неотерик Катулл их тоже создает. Причем особенность данной поэзии заключается в том, что у римлян появляется специфическое отношение к досугу. Досуг этот воинственно противопоставлен заботам, делу, т.е. это такие пустые заботы, суета, а вот досуг – это прекрасно, поэтому можно высмеивать различным образом этот досуг, эти пустые заботы, причем надо отметить, что греческая поэзия в этом плане спокойнее в отношении к досугу и труду, а римская поэзия на этом этапе неравнодушна к этим отношениям. Кстати, неотериков очень не любил Цицерон, он считал, что их поэзия антиобщественна, он их всячески клеймил. Это он их прозвал неотериками, neoteroi с греческого – это новенькие поэты, типа выскочки. Для неотериков, в отличие от поэтов предшествующего периода, от авторов раннего эпоса и прочее, эллинистическая поэзия имеет другой статус, та поэзия, на которую они ориентируются. Если для Эния эллинистическая поэзия – это материал, который обеспечивает связь с прошлым, то неотерики воспринимают эллинистическую поэзию так же, как в некотором смысле её воспринимали сами авторы элитарной части этой поэзии, – как отталкивание от прошлого. Т.е. для них эта поэзия – больше литературная позиция, то, что они заимствуют у Каллимаха – больше литературная позиция, нежели какие-то изыски. Когда вы будете читать стихотворения Катулла, вы обнаружите, что дело у него не в изысках каких-то, т.е. неотерики не хотят быть вторым Гомером, как Эний, они хотят быть самими собой. И неотерики часто сознательно уклоняются от общественной жизни. Поэты этой эпохи часто либо сознательно уклоняются от общественной жизни, как, например, автор сатур Луцилий, состоятельный человек; либо это молодые люди, не вступившие в политическую жизнь или не сумевшие завоевать большое место, типа того же Катулла, который является частью клиентской свиты своего патрона; или же это политики и деятели, которые между делом, во время своего досуга занимаются литературным творчеством, таков например Цицерон. Важную роль для римской поэзии этого периода играют литературные кружки, причем между клиентом и патроном здесь отношения больше дружеские, нежели клиентские, и даже можно сказать, что дружеские отношения категорически превалируют над отношениями клиент – патрон.
Следующий этап наступает вместе со смертью Цезаря и наступлением власти Августа. Гражданские войны оканчиваются, и римское государство вступает в достаточно мирный этап. Этот мир, который Август принес Риму, такой долгожданный, и соответственно досуг, который сильно увеличился, количество которого сильно увеличилось, теперь представляет собой государственный интерес. И если раннее поэзия была для знати, для масс, то теперь эта поэзия всех, публика уже подготовлена, особенно городская, она массово подготовлена, и интерес к поэзии он общий. И поэзия эта – элемент досуга всех. Она предназначена для всех римлян, и средства распространения радикально увеличиваются. Появляются общественные библиотеки. Первая библиотека – это публичная библиотека, созданная Асинием Полионом в атриуме свободы. Она была создана в 39 г., по её образцу и Август создаст свою библиотеку, и прочие. Отныне публичные библиотеки будут появляться массово. Ранее библиотеками являлись частные библиотеки какого-либо патрона, теперь это библиотеки публичные. Более того, появляется такой элемент общественной жизни, как рецитация – публичное устное чтение каких-либо произведений, что также знакомит с этим произведением широкие слои населения. Книготорговля существенно улучшается. Да, во время борьбы Августа с Антонием в Египте поставки папируса на какой-то момент были нарушены, но далее они были восстановлены, и книготорговля очень сильно прогрессировала. Что касается кружков – то они по-прежнему сохраняются, однако носят несколько иной характер, и также надо сказать, что помимо кружков, где есть какой-то состоятельный покровитель, у римлян появляются молодежные клубы, организованные из риторических школ.
Далее — Лирика. Теория. Часть 10