Лирика. Теория. Часть 4
Лирика. Теория. Часть 4
Лирика всегда противопоставляется эпосу как отображение не чего-то общего, а чего-то индивидуального. Изначально лирика, к какому бы подвиду, поджанру она ни принадлежала, она излагает некоторые достаточно индивидуализированные переживания поэта, которые могут быть более общественными или менее общественными. Лирика изначально ориентирована на человека, а не на общество, не на какие-то действия, совершаемые этим лицом, как допустим драма – она на действия ориентирована, лирика ориентирована на человека.
Какие есть поджанры лирики? Мы уже говорили, что есть лирика, а есть мелика, мелос. Это такое основное, простейшее, что называют, деление. Какие есть подвиды каждого из этих двух групп, как опять-таки говорят студенты, стихов? Так вот, лирика, собственно лирика декламационная, делится на две большие группы – это элегии и это ямбы. Элегия: это слово, слово elege, изначально означает, возможно, простейший музыкальный инструмент фригийский, может быть свирель, или связь тростниковых палочек. Или же, другой вариант происхождения от греческого слова elegos – печальная песнь. От чего происходит слово лирика, думаю, понятно. Это лира, инструмент, похожий на нашу цитру, в который постепенно добавлялось все больше и больше струн, потом дошло до девяти. Значит, элегия изначально предполагала некоторые возвышения, причем самого разного рода возвышения, обычно элегия писалась в форме элегического дистиха, это гекзаметр. Дистих – два стиха, две строчки, значит. Первая строчка – гекзаметр, шесть дактилей, а вторая строчка – это пентаметр, пять дактилей, причем организована вторая строчка так, что перед паузой, перед цезурой, как известно, должно идти ударение: Гнев бóгиня воспóй / пауза – цезура, в дактилическом гекзаметре далее должны идти безударные одна или две, и продолжатся три оставшихся дактиля. В пентаметре вот эти безударные слоги после цезуры отсутствуют, и будет идти ударный слог сразу дактиль, более того отсутствует и последний безударный слог, т.е. в пентаметре не хватает трех слогов, фактически, не хватает одной дактилической стопы, т.е. ритм там будет такой тá-та-та-тá-та-та-тá/тá-та-та-тá-та-та-тá. И помним о том, что две краткие, это в русском языке они мыслятся как безударные, а в античных языках, в греческом и латинском, краткие могут заменяться на долгую, и ритмический рисунок может как-то разнообразиться.
Кто писал элегии? Элегии писали самые разные авторы, в том числе из самых известных элегиков это Солон, который писал элегии на общегражданские темы, писал политические элегии. Далее это Тертрей и Калин – они писали воинственные элегии, это Ксенофант – писал философские элегии. Как видите элегии – это всегда некоторое размышление. Далее гномические, т.е. сентенции, такие вот суждения о смысле жизни, о том, как все должно быть, писал Факилид. И у нас еще есть дидактические элегии Феогнида и, наконец, личные любовные элегии Мемнерма. Из элегии, как считается, возможно, произошла эпиграмма, некоторое критическое размышление.
Теперь что касается следующего подвида декламационной лирики – это ямбы. Что означает слово «ямб», не совсем известно, изначально это было некое критическое осмысление окружающего мира, обычно достаточно язвительная оценка. Возможно, это слово означает некоторое движение в танце, шаг танцевальный, что до сих пор не доказано, но это самое разумное предположение. Ямб связан со стандартной разговорной речью, с обычной ходьбой и прочим.
Далее — Лирика. Теория. Часть 5