Славянская мифология
Введение
Когда мы изучаем славянскую мифологию, то первая проблема, которая встаёт перед нами — это проблема верификации источников. 10-15 лет назад человеку, который интересовался славянским язычеством читать было, в общем, нечего. Некий минимум литературы — в основном книги Рыбакова, былины, Слово о полку Игореве — практически больше никакой литературы в его распоряжении не было.
Сейчас ситуация поменялась на 180 градусов, но из этого не следует, что изучать русское язычество стало проще. Потому что сейчас возник новый бурный интерес к язычеству, причём это далеко не только русское явление, это явление мировое, и практически во всех странах и Европы, Азии и особенно Америки идёт новое обращение к народным верованиям и это обращение идёт на уровне псевдо реконструкторского. То есть люди хотят играть в свои языческие верования. В Америке это, в основном, игра в индейцев, в Европе — игра в кельтов; соответственно, в России игра в дохристианскую Русь. Эта игра в большей или меньшей степени идёт на уровне, который вообще немыслимо сопоставлять с уровнем научным. То есть это — именно игра. Хорошо, когда фольклористы, которые действительно ездят по деревням, собирают остатки фольклора — потому что фольклор сейчас вымирает — зарисовывают резьбу изб, собирают какие-то предметы прикладного искусства уже позапрошлого века. Если они при этом говорят, что они верят в Дажьбога и устраивают какие-то там празднования Купалы и прочих народных праздников — то это один уровень, один вариант. Совсем другое дело, когда люди на полном серьёзе уверяют, что они верят в Перуна и приносят ему кровавые жертвы — режут кур, мажут идолов кровью. И самое ужасное, что сейчас движения националистические, самого дурного толка, тоже окрашиваются в эту игру с язычеством. Во всех этих случаях речь идёт именно об игре. Но, к сожалению, сейчас интернет переполнен всевозможными языческими сайтами, где в худших традициях книги Куна «Мифы и легенды Древней Греции» расписаны точно такие же славянские мифы, которые якобы у нас были. И всё это преподносится даже не как реконструкция, а как факт того, что у нас было так и ни как иначе, совершенно фантастические построения о том, что все народы мира произошли от славян.
Желание построить славянскую мифологию по образцу индийской или греческой, особенно, греческой, причём дурно понятой, далёкой от в самом деле, реально греческой мифологии. Вот это желание, по сути своей, является проявлением комплекса неполноценности. Потому, что признать тот факт, что у славянского народа путь развития, и, в частности, путь развития культуры, в отличие от, например, греческого, это и есть признание уникальности славянского народа, который уникален, как любой другой народ на земле — не меньше и не больше. А построение псевдо моделей славянской мифологии по образцу книги для гимназистов среднего возраста, которую написал Кун, то есть «Мифы и легенды Древней Греции», это как раз самая большая из возможных медвежьих услуг, которую можно оказать тем, кто интересуется реальными верованиями тысячелетней и более, чем тысячелетней давности. Тем не менее, процесс этот в общем-то уже не остановим, потому что желание строить, выдумывать мифологию, если уж она не сохранилась, оно совершенно неистребимо, и всё больше и больше выходит книг, не выдерживающих ни малейшей научной критики. Тут можно только посетовать.