Драма. История. Часть 5
Драма. История. Часть 5
Что касается так называемой древней аттической комедии, то основной автор, комедии которого дошли до нашего времени, – это Аристофан. Древняя комедия – это примерно конец V века. Мы знаем имена других авторов, таких как Кротид, Эвполит, Филикрат, но лишь тексты Аристофана нам сейчас доступны.
Аристофан родился в 445 г., умер в 380 г. до н.э., написал примерно 44 комедии, до нас дошло из них 11. Почему до нас дошли только фрагменты? Есть такое распространенное мнение, что это связано со злободневностью и политичностью его комедий, т.е. при исчезновении данной ситуации, на которую ссылается эта комедия, сама комедия перестает быть актуальной. В комедии не должны присутствовать общезначимые мифологические символы, она имеет дело с низшими существами, с низшими людьми, и поэтому общее значение древней комедии нивелировано, и поэтому до нас дошли те комедии Аристофана, которые выходят за рамки злободневности. И то не все, поэтому комедии Аристофана довольно редко ставят, ставят разве что такие, как «Птицы».
Его творчество можно разделить на три этапа, все это время идет Пелопонесская война. К первому этапу относятся комедии 425–421 гг. до н.э., это «Всадники», «Облака», «Ахарняне» и «Мир». Именно со времен Аристофана, со времен его комедии «Всадники» такое слово как демагог – предводитель демоса, народа, стало одиозным, он выставил в своей комедии демагога мошенником и обманщиком. Вообще под каждой маской подразумеваются вполне конкретные лица, которые могли быть узнаны зрителями, и некий колбасник – это известный политик Агорокрит, кожевник – это известный политик Клеон, судьи Никсий и Демосфен – это изображение известных военачальников того времени и тому подобные вещи. Цензура на подобные вещи появляется лишь в 411 году, так что Аристофан совершенно свободен в критике своего окружения. Во «Всадниках» также появляются различные фольклорные мотивы. Иногда в комедии Аристофана в конце, несмотря на все веселье, творящееся на протяжении всех событий, всей фабулы, чувствуется некоторая печаль и неопределенность. С одной стороны, в «Облаках» высмеиваются софисты, то, как они вырастают, как они появляются. Эта комедия посвящена также и высмеиванию Сократа. Однако в конце получается, что все это ни к чему не приводит. И ощущается некоторая легкая грусть: а что можно было бы сделать в этом мире?
Следующий этап – это 414–405 гг. до н.э., от которого нам дошла лишь одна комедия, комедия «Птицы». Как говорил Аристотель, комедия – это как раз то место, где могут появляться с большей легкостью, чем в трагедии, такие сказочные мотивы. Возможно, к этому же времени относится комедия «Лягушки», которая интересна тем, что это первая попытка критически выразить свои литературные вкусы и вкусы литературного общества. В этой комедии мы видим агон – состязание между Эсхилом и Еврипидом. Вообще, по идее, Дионис идет в Аид со всякими приключениями, чтобы вывести оттуда Еврипида, который недавно умер, и как же мы без него, но в конце концов он выводит оттуда Эсхила, и в этом заключается некоторая гражданская и литературная позиция Аристофана. К третьему этапу, это примерно 392–388 гг. до н.э., относится комедия «Плутос», которая написана в 388 году, и в общем и целом после этой комедии об Аристофане ничего не известно, писал ли он что бы то ни было еще.
Таким образом, в творчестве Аристофана можно выделить следующие моменты: во-первых, это злободневность проблем, пародийность, фантастика и сказочность, как полет на жуке, например, в «Ахарнянах»; это некоторая образность, например, страшный демон Полимос, что означает война в виде огромной ступки, которая перемалывает всех воюющих; это и фольклорные элементы, как, например, народ, который в кипятке. Герои Аристофана – это такие мелкие людишки, которые при этом хотят более-менее мирного существования; это также различные подозрительные личности, которые могут появляться, такие скифы, которые, фактически, полицейские, и, естественно, это божества и современные Аристофану люди, выступающие под иными именами. Также, как считают ученые, в конце агонов часто состязания словесные переходят в общую драку и балаган, что и характерно для комедии как таковой, для её изначальных форм, как считается. Такова классическая драма, и комедия, и трагедия.
Единственная сатировская драма – это «Киклоп». Она представляет собой особый случай, и мы её рассматривать не будем отдельно.
Далее — Драма. История. Часть 6