Драма. История. Часть 3
Драма. История. Часть 3
Следующий драматург по времени и развитию – это Софокл. Софокл родился примерно в 497–496 г., умер в 406 г. до н.э. Его родина – это Колон, пригород Афин. Как ни странно, до нас дошла его биография. Возможно, это связано с тем, что Софокл был живым воплощением так называемой «калокагатии» – это понятие, о котором вам наверняка говорили в курсе античной истории, понятие идеального гражданина античного полиса, прекрасного со своей моральной стороны и прекрасного физически, материально. Софокл написал около 123 трагедий, одержал более 20 побед на соревнованиях, и в 468 году на соревнованиях он побеждает Эсхила. Как Эсхил был активным участником жизни полиса, так и Софокл принимает участие в жизни Афин, например в 443году он становится председателем комиссии союзной казны, т.е. он полноценный гражданин, и то, что он трагик, не мешает ему участвовать в жизни своего полиса. В 441 году он участвует вместе с Периклом в войне против острова Самоса, но терпит поражение, в это же время его «Антигона» имеет невероятный успех на сцене. В 411 году, несмотря на олигархический переворот в Афинах, Софокл занимает различные высокие должности. После смерти Софокл был удостоен звания героя, и ему соответственно дали другое имя – Дексион и приносили, естественно, на алтаре жертвы.
До нас дошли опять-таки 7 трагедий. Это «Антигона», «Царь Эдип» – примерно 29–28 года, трагедии 40-х годов – это «Аякс» и «Трахинянки», трагедии 409 года – «Электра» и «Филоктет» и «Эдип в Колоне», который был поставлен после смерти Софокла в 401 году. Согласно словарю «Суда», это позднеантичный текст. Софокл – первый драматург, который отказался от необходимых ранее трилогий. Не каждая трагедия у Софокла предполагает наличие двух других. Время Софокла – это также время развития софистики – науки о том, каковы должны быть речи и как можно пользоваться таким важным и серьезным оружием, как слово. В это время развивается риторика и Софокл не чужд этим проблемам. В это же время возникает оппозиция между софистами, которые, как говорилось, соотносятся лишь с самими собой, и теми, кто считал, что нужно соотноситься с неким гражданским благом. Кроме того, в 40-е годы начались реформы законов, реформа пантеона и прочее. Важнейшим спором среди людей в то время был этический спор о том, как надо жить – по божественным или же по человеческим законам, по природе или по тому, что установлено. Вообще без законов жить нельзя, безусловно, как говорил Пиндар – «Закон – это царь». Большинство считало, что постепенно должна победить человеческая природа. И в общем и целом она победила в эпоху эллинизма. В трагедиях Софокла побеждает некое внутренне природное начало, вложенное в человека богами, например, в трагедии «Трахинянки» Деянира хочет вернуть себе любовь Геракла, своего мужа, но вместо этого она его губит, потому что даже хорошие действия могут обернуться против героев; как и в «Филоктете», например, где противопоставлена врожденная мудрость Неоптолема и хитрость Одиссея. Общий вывод, который следует из трагедий Софокла, – это то, что нужно подчиняться и природе, и богам, поэтому когда в «Электре» Аполлон дает герою разрешение на убийство, и тот убивает и мать, и Эгисфа, то, в отличие от Ореста Эсхила, Орест Софокла не колеблется, а Электра может быть даже более тверда, чем её брат. Они действуют так, потому что это приказ божества, и они не ставят его под сомнение. Тем не менее, несмотря на это, как говорит Эсхил, нужно всегда соблюдать некую меру, иначе это приводит к краху. Например, в «Антигоне» излишне самонадеянный Креонт превосходит всякую меру, и он наказан в конце, и вокруг него образовывается пустота, вся семья, все его окружение гибнет. Аякс, до некоторой степени тоже переходит эту грань, нападает на своих же воинов, думает, что нападает на них, оказывается, что он убивает стадо, но тем не менее, даже несмотря на то, что он находится в безумии, вот это переступание грани приводит к его наказанию. Например, хор в «Эдипе в Колоне» говорит: «Тот безумен, кто отбрасывает меру», т.е. герой должен проявлять некое смирение. Смиряют его и страдания, потому что в сущности он не должен иметь об этом свое, скажем так, личное мнение, он должен быть смиренным потому, что Зевс все видит и правда в любом случае восторжествует. Так происходит и в «Эдипе в Колоне». Эдип прощен, потому что он совершил все не по своей воле, т.е. Софокл с этой стороны рассматривает драму об Эдипе.
Трагические герои Софокла прямо соответствуют теории Аристотеля. Они находятся между людьми благородными и негодными, у этих героев есть свои слабости, они впадают в несчастья из-за некоей ошибки, и потому могут быть прощены. При этом герои Софокла иногда пытаются сопротивляться судьбе. Например, Эдип отгоняет всех, кто указывает ему на убийство отца, плюя, он сам себя ослепляет, не ожидая воли богов, проявляя так называемый гюбрис (в греческой поэтике это слово переводится как наглость), смиряется он лишь в трагедии «Эдип в Колоне». Эдип – также яркий пример тех самых перипетий, узнаваний и страданий, о которых говорит Аристотель. Перемена происходит от счастья к несчастью, когда Эдип узнает, какова реальность, что он некогда убил своего отца, не зная того, и что он женился на собственной матери, также не зная того. Получается исключительно трагический сюжет, и организован он Софоклом так, чтобы это максимально увеличивало страдания, ведь сам сюжет давно известен из круга, связанного с фиванскими сказаниями. Конечно, герой Софокла никогда не может победить судьбу, он пытается, мы узнаем об этом в «Царе Эдипе», что он покинул своих родных мать и отца, зная о пророчестве. Вот он пытается бороться с судьбой, в отличие от героев Эсхила, но у него это не получается, и в конце в «Эдипе в Колоне» он иным способом примиряется, не потому, что он победил судьбу или пошел против неё, но он прощен потому, что это была все-таки воля богов, таким образом.
Софокл также любит изображать героя таким, каким он должен быть, не таким, каков он есть. Он из тех, как говорит Аристотель, кто, как живописец, вроде, изображает реальный портрет и в то же время несколько улучшает его, не в плане того, что он делает его более благородным, но он делает его лучшим. Это достигается с помощью изображения различных внутренних переживаний, напряжений, которые выражаются с помощью различных сценических приемов Софокла, и герой, он должен поступать именно так, его характер, направление его воли изображается так, как следует поступать каждому человеку. Происходит вот это обобщение.
Что касается хора у Софокла, то полухория часто перебивают друг друга, равно как и герои. Нельзя сказать, что хор имеет такую огромную роль, как у Эсхила, но все здесь находится в таком классическом равновесии. Традиционно Софокл считается самым классическим автором античных трагедий.
Далее — Драма. История. Часть 4