Страницы

Ссылки

Драма. История. Часть 1

Драма. История. Часть 1

В предыдущей лекции мы с вами рассмотрели теорию Аристотеля, рассмотрели и прочие представления об античной драме, трагедии, комедии, сатировской драме, и теперь, вооруженные этими представлениями, так же, как и ранее мы сделали с эпосом, мы рассмотрим историю античной драмы, конкретных её представителей и различные особенности их драм. Прежде чем перейти к каждому из них в отдельности надо сказать, что предполагается, как в случае с эпосом и в случае с лирикой и прозой, что вы прочтете некий необходимый минимум текстов, дабы нам было бы легко понимать друг друга и не приходилось пересказывать произведения. Как кажется, каждый студент способен прочесть и усвоить хотя бы фабулу и характеры произведений, даже если он чего-то там может быть недопонял.

Какой минимум необходимо прочитать из драмы? Потому что, что касается эпоса, там все было понятно, там нужно прочитать Гомера, «Аргонавтику», «Энеиду», «Метаморфозы» и Гесиода – это основной такой набор. Драма по объему меньше, чем эпос, вполне согласно с идеями Аристотеля, кому-то её легче читать, кому-то сложнее. Итак, если перечислить в хронологическом порядке, то вам нужно прочитаь:

  1. Единственная до нас дошедшая трилогия, «Орестея» Эсхила;
  2. Софокл «Антигона», «Царь Эдип»;
  3. Еврипид «Ипполит» и «Медея»,
  4. Аристофан комедии «Лягушки» и «Облака»;
  5. желательно прочесть какую-либо комедию Менандра;
  6. прочитать из Плавта «Привидение» и «Хвастливый воин»;
  7. из Теренция «Братья»;
  8. и последний автор – это Сенека, нужно прочитать его «Медею» и «Федру».

Вот основной круг текстов. Остальные тексты, если они нам будут попадаться, я о них буду говорить подробнее.

Итак, что в первую очередь обращает на себя внимание в истории античной драмы? Поскольку мы говорим об истории, то начнем, естественно, с Греции. Время зарождения драмы – это время, когда в Афинах господствует демократический строй, т.е. Афины – это полис, о чем вам наверняка рассказывали в курсе истории античности. Это V век, и для драмы, для трагедии особенно и для древней комедии тоже очень важен контекст. В сущности, три вот этих главных самых знаменитых трагика являют собой три фазы жизни афинской демократии. Эсхил родился еще при тиранах, Писистратидах, при его жизни Перикл ввел свои законы, Эсхил был участником битвы при Марафоне. В это время Греция распространяет свое влияние на окружающие территории и в поэзии испытывает новые формы. Софокл живет, скажем так, в золотое время афинской демократии, основное – это собственно правление Перикла, полис стабилен, и к этому времени относятся все великие достижения. Еврипид пишет свои драмы в то время, когда Перикл умер, а Афины оказались подчинены Спарте, в это время афинская демократия переходит, скажем так, к своему закату и вступает, как говорят некоторые исследователи, в предсмертную борьбу. Соответственно, все эти драматурги являют собой некоторые стадии жизни афинской демократии. Что касается элементов, о которых мы говорили в предыдущей лекции, элементов драмы, то до Эсхила трагедия была пенями и танцами хора с корифеем, потом в ней присутствовали интерлюдии одного из хористов, который принимал на себя некоторую роль, произносил речь или вступал в диалог с корифеем – лидером хора. Или же это были вообще некоторые сатировские представления, в случае с комедией – когда различные персонажи вступали в некоторые столкновения. Эсхил ввел второго актера и, начиная со времени Эсхила, актеры – это не часть, выделившаяся из хора, это постоянная должность на сцене. Это выделение второго актера, когда у вас получилось два актера, и хор с корифеем добавляет действу живости и драматичности. И постепенно драма как действие начинает доминировать над танцевальной частью, над какими-то высказываниями, она формируется как некое единство всех элементов, основанное на действии. Рассмотрим поочередно каждого из упомянутых нами авторов.

Далее — Драма. История. Часть 2

Search

Categories