Страницы

Ссылки

Драма. Теория. Часть 9

Драма. Теория. Часть 9

Комедия вообще, как известно, делится на три исторических пункта: на древнюю комедию, это комедия Аристофана V века до н.э., комедия IV века, средняя, аттическая комедия, откуда к нам ничего не дошло, и Менандр – это новая аттическая комедия. Если подробнее рассмотреть то, что пишет Аристофан, то, что пишет Менандр, каковы персонажи Аристофана и каковы персонажи Менандра, то можно сделать заключение, что если их рассматривать с точки зрения теории Аристотеля, то это даже разные жанры, разные подвиды драмы, а не разные изводы просто одного и того же драматического комедийного искусства. Отдельным элементом данной системы является мим, который писали Феокрит, Герод и прочие авторы. Это действие, которое не предназначено для сцены, и это особое действо воспринимается в Риме и, видимо, превращается в то, что в Риме называется сатурой, т.е. некое полудиалогическое повествование, имеющее давнюю связь с драмой, но на сцене не ставящееся.

Если рассматривать соответствие развития греческого драматического искусства и римского, то мы увидим, что драму римляне заимствуют намного быстрее, нежели они заимствуют эпос. Более того, эпос римский изначально имел в каком-то смысле более научный характер. Помимо переводов «Одиссеи» у нас есть Лукреций и так далее, т.е. он не имел никакой социальной основы и крайне маловероятно, чтобы в школах читали Эния или Невия, а вот комедии были очень популярны. Более-менее римляне копируют греческие образцы, сначала вообще персонажи, фон и сюжет греческие полностью, затем, когда все привыкли к такому роду развлечений, сюжет становится римским. В республиканское время все драмы систематизируются и разделяются на две части: это драма греческого костюма, называется она паллиата, и драма римского костюма, называется он тогата, от слова тога, римский плащ, и паллос – это греческий плащ. Эту терминологию придумал великий ученый Варрон, очевидно, а может она была ему уже известна. Есть другая терминология по виду обуви, но она менее употребительна. Мы также наблюдаем в римском драматическом искусстве некое размывание границ жанров. Возможно, это связано с тем, что в эпоху эллинизма все жанры уже были описаны, и можно было четко почувствовать эти границы. Более того, например, иногда ставят на сцене мимы, что для греков было невозможно. У римлян также появляется особый жанр комедии местного осского населения, называется она ателлана. Появляется она довольно-таки поздно, через 100 лет после Плавта, это конец II века до н.э. В это время римский театр существует как нечто устоявшееся. Римские поздние теоретики сравнивают ее с сатировской драмой. О миме, о котором мы говорили, греческие теоретики говорят, что он греческого происхождения, однако никаких свидетельств о греческих мимах у нас нет, хотя Цицерон говорит, что он появился еще в Александрии. И римляне, как уже было сказано, впервые ставят мим на сцене, в этом их новаторство, сценический мим в Греции отсутствовал, только как некий текст, предназначенный для декламации в интерьере, не в театре.

Комедия, которая делится на древнюю, среднюю и новую, делится на эти этапы сейчас. В античной же реальности древняя и средняя комедия очень быстро стали анахронизмом, и в Риме как образец учитывается только новая аттическая комедия, и поэтому в римской комедии мы видим отказ от мифологических сюжетов и более серьезные сюжеты, где на первом плане проблемы характеров, какие-то этические конфликты и тому подобное. Когда начинает ощущаться недостаток смешного, то он компенсируется развитием комедий нового типа, они называются часто ретоновыми драмами, по имени некого Ретона, кто он был, неизвестно, а также в Риме появляется очень много балаганных зрелищ. Этот тип действа, сценического жанра никак не оформляется.

Далее — Драма. Теория. Часть 10

Search

Categories