Драма. Теория. Часть 6
Драма. Теория. Часть 6
Каково же наше современное представление? Естественно, современные авторы учитывают теорию Аристотеля, поскольку она учитывалась собственно поэтами на протяжении многих сотен лет, но и выдвигают некие свои идеи, какие-то свои дополнения. Вот это мы сейчас постараемся рассмотреть в общем и целом. И первый вопрос, который мы затронем – это происхождение драмы. Трагедия вообще возникла примерно в VI веке, как нам о том повествуют различные источники. Это время, когда в Афинах правили писистратиды. По одной из версий, популистские действия Писистрата привели к тому, что он поддерживал местную знать, которая занималась культом местных героев, связанным с их погребением, с сохранением этих героев. И Писистрат, который хотел перейти от власти этих нобилей к более высокой власти, начинает поддерживать почитание не столько местных героев, а панэллинских персонажей, т.е. важных для всех народов Греции – это Зевс и Аполлон, а себя он при этом идентифицирует вообще с новым достаточно богом Дионисом, который к тому моменту еще не был присвоен никаким социальным классом. Таким образом, он делает надстройку над существующей системой. И в 535–534 годах до н.э. он учреждает в Афинах праздник под названием Дионисии, на котором происходит первое состязание трагиков. И побеждает там первый известный нам трагик. Это Феспид. Предшественников Феспида мы не знаем, покровителем этих празднеств был Дионис, при этом его изображение облачали в черную козлиную шкуру и, возможно, именно отсюда происходит название трагедии – τραγωδία, tragōdía, состоит из двух слов τράγος, tragos – по-гречески козел и ᾠδή, ōdè оде – по-гречески песнь, т.е. буквально – это песнь козлов. И как это предполагает большинство исследователей вслед за Аристотелем, почитатели Диониса ассоциируют себя с богом, перевоплощаются в него, и отсюда песнь персонажей, облаченных в козлиные шкуры. Соответственно та часть, которая более серьезна, породила трагедию, более насмешливая, или даже обсценная часть породила комедию. Поскольку в почитании Диониса входит такой элемент как дифирамбы, песни такие, и они поются персонажами, например сатирами или теми, кто изображает этих сатиров, отсюда возникает диалог. В первых трагедиях участвует очень много людей, как считается, в первых дионисийских представлениях участвует очень много людей, в драмах же большое количество участников наблюдается исключительно в хоре. Есть хор, есть корифей – глава хора, и есть актер, и вот между ними происходит диалог. Итак, греческая трагедия связана с культом Диониса. Видимо, среди прочего это дало и темы для трагедии, поскольку миф Диониса – это миф страдания, изменения, и Дионис вообще является символом, объединяющим все человеческие страсти. И в это время, во время празднеств дионисийских, некоторые люди впадали в экстаз и были как бы сами не в себе. Возможно, введение этих специальных праздников, специальных соревнований дионисийских связано также и с излишне хаотичным и стихийным распространением культа. И поэтому решено было установить правильное служение и правильное празднование этих событий, связанных с Дионисом. С Дионисом и с трагедиями также связаны и элевсинские мистерии, это еще одна теория происхождения драмы, поскольку богиня Деметра страдает в поисках своей похищенной дочери Персефоны, это второй вариант происхождения. Также третий вариант – трагедия связана с празднествами в честь героев, это погребальный плач над его могилой. Таковы основные варианты происхождения, какие выдвигаются.
Далее — Драма. Теория. Часть 7