Драма. Теория. Часть 5
Драма. Теория. Часть 5
Таким образом, чтобы все это как-то увязать в одно целое, столько различных элементов, поэт должен очень живо представлять себе сценографию будущего своего произведения. А также живо представлять себе душевные движения своих персонажей. Он должен быть либо одарен способностью к перевоплощению, либо же он должен быть одержим – т.е. он должен впадать в экстаз и таким образом как-то осознавать, как именно и куда именно направлена воля персонажа, тогда у него получится создать вот это целое, где все будет логично, взаимосвязано и расставлено правильно.
Всегда надо иметь в виду, говорит Аристотель, что в драме эпизоды должны все-таки иметь конечное число, в отличие от эпоса, где может быть бесконечное количество. В сущности, в драме всегда есть две половины – это завязка, она может быть и вне драмы, это то действие, которое происходит от начала событий до наступления перипетии, и развязка – от наступления перипетии и до конца. Как в «Эдипе» – Эдип что-то узнает и далее начинается развязка, все, что было до этого, было завязкой. Всего бывает, как говорит Аристотель, четыре трагедии – это, помимо самой простой, трагедия просто хорошо построенная, сплетенная, сложная, в которой есть перипетии, узнавания, страдания и так далее. Есть трагедии, в которых акцентируется внимание на страданиях, трагедии в которых акцентируется внимание на характере, как например трагедия «Пелей». Самая яркая трагедия страданий – это «Аякс». И трагедия, где все же происходит нечто чудесное или, по меньшей мере, не людское – это «Прометей» Эсхила. Наилучший же способ – это когда в трагедии смешаны все виды, например Ифигения, которая была перенесена в Тавриду, это и характеры, и некоторые чудеса, и сплетенность. В трагедии, как известно, помимо персонажей действует также и хор, который обязательно должен выступать наравне с актерами, он тоже должен быть актером, а не просто музыкальной интермедией, как у Еврипида, у которого хор уже фактически не является актером. Это были соответственно первые два пункта – фабула и характер – важнейшие элементы драмы.
Следующий пункт – это мысли персонажа, которые относятся скорее к области риторики. Поскольку это связано с различными направлениями воли, с возбуждением каких-либо душевных движений, сострадания, страха, гнева, с возвеличиванием или умалением персонажа, поэтому подобные вещи скорее относятся к риторике, чем к поэтике как таковой. А также во многом это относится и к актерскому искусству, как актер сумеет это передать, поэтому Аристотель об этом особенно много не говорит, но переходит к следующему пункту, четвертому, это слова, словесные выражения. Он выделяет восемь различных типов слов – все это он называет словами, но, наверное, адекватнее это называть словесным выражением. Это звуки, слоги, союзы и члены – это все элементы у которых нет самостоятельного значения, они играют разную роль. Более важные осмысленные так называемые слова – это имя, это такое слово, которое обозначает нечто, но не несет в себе временной характеристики, это глагол – соответственно, то же самое, только характеристика времени. Далее, это еще один не осмысленный самостоятельно элемент – это флексия, т.е. то, что меняет глагол, делает из глагола настоящего времени глагол прошедшего времени или из родительного падежа дательный падеж. И, наконец, последняя часть – это предложение, которое, с одной стороны, едино, с другой стороны, делится на имена и глаголы, а те соответственно делятся на прочие элементы. Аристотель довольно обширно об этом рассуждает, какие бывают имена, простые или сложные. Для нас будут важны следующие типы имен – это имена общеупотребительные для всех, распространенные и то, что называют глоссы, а мы бы назвали не общеупотребительной лексикой, специальной или диалектной в зависимости от конкретного случая. Также сюда относятся метафоры, перенесение значения, например: «вычерпать душу медью» т, е. отнять душу медью, а медь – это, соответственно, оружие некое. И к метафоре же относится аналогия, например пример из Аристотеля того же: «что старость для жизни, то и вечер для дня, поэтому можно назвать вечер старостью дня, а старость – вечером жизни». Также помимо общеупотребительной лексики, не общеупотребительной, метафор и аналогий входящих в число метафор, есть еще слова, которые сочинены поэтом, т.е. неологизмы, и слова, которые изменены поэтом, существующие слова, которые были изменены. Это легко себе представить на примере русской поэзии начала ХХ века типа Хлебникова или Маяковского, которые сочиняли новые слова. Как же поэту употреблять эти слова в тексте? А употреблять их надо так, чтобы эти слова в трагедии были понятны и не были низкими. Проблема в том, что общеупотребительная лексика считается все-таки низкой, разговорной, затасканной. Речь должна быть незатасканная, и нужно здесь соблюдать меру – чтобы, с одной стороны, было понятно, о чем идет речь, а с другой стороны, эта речь выглядела бы свежо и во многом необычно, поэтому поэтам разрешается заниматься словотворчеством. Если они этим увлекаются слишком сильно, то получается комедия, потому что это вызывает смех. Такова в целом теория Аристотеля о драме, которую он излагает в своей «Поэтике».
Далее — Драма. Теория. Часть 6