Драма. Теория. Часть 4
Драма. Теория. Часть 4
Каков же фактический объем? Из каких частей она состоит. В основном всегда состоит из пролога – это то, что до вступления хора; из эписодиев – это диалоги между пением хора; далее, третий пункт – эксод, или по-русски выход – это диалог после пения хора; и хоровые части, которые бывают двух типов, это парод – некоторая речь хора, и стасим – это такая речь, в которой нет ни анапестов, ни трохеев, т.е. метров, которые связаны с движением, в это время хор стоит. Есть также дополнительный элемент, обычно в драме, это коммос – общая печальная песня хора и актеров, буквально это означает «процессия». Все эти части – каждая в себе должна быть цельной, единой.
Таким образом, лучшая трагедия это та, которая сплетенная, т.е. с перипетией, узнаваниями и страданиями, в которой есть подражание чему-то страшному или жалкому, и в которой выступают люди – это обычные люди, негодные люди и не особенно достойные, но люди обыкновенные, они совершают какую-либо ошибку, и отсюда проистекают их несчастья. Лучше, чтобы этот человек был получше, чем похуже, но автор здесь волен выбирать тему и персонажей. Но это такие персонажи как Эдип, Фиест и прочие. Не должно быть для достойных перемены к несчастью, поскольку это крайне неприятно, не должно быть и для плохих перемены к счастью, поскольку это абсолютно ненужно, и не следует это изображать. Также и для плохих не должно быть перемены к несчастью, потому что это возбуждает только человеколюбие, а не сострадание, не страх. Есть еще один элемент, который не стоит вводить в драму, то, что не вызывает сострадания – это всякие чудесные происшествия, потому что чудесное может быть и страшным, и жалким, но опять-таки оно не вызывает необходимого эффекта. А наибольший эффект «страшно и жалко» наступает тогда, когда в схватке оказываются не враги и не безразличные люди, а друзья, тогда это наиболее остро проявляется.
Какие должны быть темы, затрагиваемые поэтом? Обычно это должны быть мифологические темы, причем Аристотель говорит, что не следует разрушать предание, т.е. если Орест по преданию убивает Клитемнестру, то он должен её убить. А где же тут пространство для творчества? Оно вполне себе имеется, поскольку может быть обосновано тем или иным образом действия, персонаж может совершить действие сознательно, а может совершить его бессознательно. Причем если у вас в драме имеется такая вещь как узнавание, то могут быть соответственно четыре варианта: он совершает это сознательно, он что-то задумал и сознательно это совершает, как в «Медее». Или же, он что-то задумал, думал-думал об этом и так этого и не сделал – это наихудший вариант с точки зрения Аристотеля, это как Гемон в «Антигоне» Софокла все думает-думает над тем, чтобы убить Креонта, но так его и не убивает, и автору приходится другими средствами потом реализовывать цель трагедии. Третий вариант – это человек не осознает реальности, он о чем-то еще не знает, он совершает поступок и узнает – это как Эдип. И также хорошим вариантом, если не лучшим является последний вариант – когда человек не знает чего-то, но успевает узнать, прежде чем совершает некий поступок, как в «Ифигении». Он успевает узнать о реальности и как-то изменить свое действие. Это также достойный вариант.
Каков же должен быть человек, сам персонаж, изображаемый автором, поэтом? Он должен быть благороден, его характер должен быть благороден; он должен быть соответствующим, подходящим, т.е. женщина не должна быть слишком мужественной и наоборот; он должен быть правдоподобен и должен быть последователен, причем, как говорит Аристотель, если персонаж непоследователен, то он должен быть последовательно непоследовательным, т.е. если он совершает какие-то действия непоследовательно всегда, то он должен совершать это постоянно. Действия, которые он совершает должны совершаться всегда по вероятности или необходимости, поэтому такие ухищрения, как машины в сцене, то, что называется deux et machine – бог из машины, они, в сущности, не являют собой нечто необходимое, но удобны, чтобы показать, что было вне драмы, что было раньше и, допустим, зрителю неизвестно, а также удобны для появления богов, которые возвещают будущее. В этом смысле можно пользоваться машинами.
Далее — Драма. Теория. Часть 5