Драма. Теория. Часть 2
Драма. Теория. Часть 2
Итак, рассматривая трагедию более детально. Во-первых, чем подражает трагедия, каково средство её подражания? Она подражает одновременно всеми тремя средствами: и ритмом, движениями, и словом, и гармонией, т.е. это некая речь, украшенная пением, музыкой, танцами и так далее. Чему подражает трагедия в целом? Она подражает важному и законченному действию определенного объема; соответственно комедия, подражающая теми же средствами, будет подражать несколько иному предмету. Она будет подражать действию не столь величественному, но оно также должно быть закончено и иметь определенный объем.
Каким образом она это делает? Каков способ подражания? Она подражает действием, не рассказом, а действием, поскольку это вызывает в человеке несколько иные чувства, как если бы она подражала другим способом. По причине такого реализма драмы для неё важны декорации и музыка, а не только текст, хотя, безусловно, и текст также весьма важен. Раз мы имеем действие на сцене, значит, мы имеем действующих лиц, соответственно, у действующих лиц могут быть причины, чтобы действовать, совершать те или иные поступки. Во-первых, это их мысли, их образ мыслей, т.е. то, что реализуется в их высказываниях по сущности, по обстоятельствам дела. Это сродни, как говорит Аристотель, политическому и ораторскому искусству. Это первая причина. Действие – это их образ мыслей, выраженный в речах. И вторая причина для их действий и поступков – это их характер. Что собой представляет характер? Это направление воли человека, внутри него находящейся, выражается оно в предпочтениях или избеганиях тех или иных действий, предметов, людей и так далее. С мыслями и характерами связана удача или неудача поступка действующего лица. Все в совокупности представляет собой фабулу. Фабула – это сюжетная канва, состоящая из поступков персонажей, но поступков не абы каких, а поступков, которые следуют из мыслей и характеров действующих лиц.
Итого мы имеем шесть основных частей трагедии. Это средство, т.е. первое – это слова и музыка, о движениях Аристотель не говорит, поскольку это целиком и полностью относится к актерскому искусству. Значит, слова, музыка. Далее предмет – это фабула, чему подражает, и характер, а также сценография и декорации. И последнее – это способ, каким образом она подражает – это выражаемые вслух мысли, выражаемые поочередно. Эти шесть пунктов – слова, музыка, фабула, характер, сценография, декорации и мысли. Эти шесть пунктов не хаотично расположены в аристотелевской системе, но расположены иерархично.
Наиболее важной для драмы является фабула, потому что драма – это подражание действию, через фабулу узнаются и характеры, и какие-то другие элементы, поскольку в трагедии может и не быть характеров. В фабуле есть различные важные элементы. В первую очередь, это действие. Само по себе действие должно быть законченное, целое, имеющее определенный объем: оно должно иметь начало, середину и конец. Тогда это будет действие прекрасное, поскольку там будет соответствующая величина, и отсюда произведется порядок, как в космосе вообще. Как известно, слово «космос» по-гречески означает «красота и гармония». Начало, середина и конец тоже не абстрактны. Начало должно начинаться с того момента, до которого как бы ничего нет, середина должна начинаться с прямо противоположного – она должна иметь перед собой нечто изложенное вначале и, соответственно, конец. После конца не должно быть никакого продолжения, не должно чувствоваться, что все должно было бы продолжаться. Действие надо организовывать таким образом.
Далее — Драма. Теория. Часть 3