Драма. Теория. Часть 1
Драма. Теория. Часть 1
Нашу лекцию по теории драмы, о том, что вообще представляет собой античное драматическое искусство, мы построим следующим образом – вначале мы разберем то, как драмы анализирует Аристотель. По большей части в его «Поэтике» речь идет о трагедии, но и о комедии тоже сказано несколько слов. Затем мы взглянем на историю драмы более общим взглядом, учитывая тот факт, что после Аристотеля появилась римская литература, появились некоторые новые тенденции, и рассмотрим драмы с несколько более современной точки зрения. И я надеюсь, что вы увидите, что теория Аристотеля нисколько не устарела, а лишь была дополнена отчасти даже и техническими каким-то деталям и элементами.
Итак, что говорит Аристотель о том, что представляет собой драма? Как мы с вами уже говорили, поэтическое искусство является искусством подражательным, и люди подражают в трех аспектах – различными средствами, они подражают какому-либо предмету или действию, т.е. чему-то и каким-либо образом, способом. Почему люди подражают вообще? Аристотель считает, что, с одной стороны, это их врожденное свойство, таким образом они приобретают определенные знания, а с другой стороны, люди получают некоторое удовольствие от результата. И вы увидите, как далее в своей теории он развивает эту идею – вообще цели написания различных поэтических текстов на примере трагедии. Поэзия вообще бывает нескольких типов, но основных можно выделить два – это поэзия серьезная и поэзия насмешливая. К серьезной относится «Илиада», гекзаметрическая поэзия и трагедия. К насмешливой относятся различные ямбические произведения, а также комедия.
Откуда вообще взялась трагедия как таковая? Она, очевидно, произошла из дифирамбических песен. Таким образом, изначально это несколько иной вид поэтического творчества, чем гекзаметрическая поэзия, чем серьезный эпос. И трагики лишь примкнули к этому типу поэзии по той причине, что они тоже писали на серьезные темы. Комедия же произошла из песней фаллических, т.е. обсценного содержания и примкнула соответственно к насмешливому типу поэзии. Постепенно то, что раньше было слитным неким сатировским представлением, то, что потом станет сатировской драмой, представление на празднествах Диониса или других богов, которые сопровождались пением, танцами и прочими, постепенно с точки зрения Аристотеля привело к появлению диалогов на сцене. Танцоры общались между собой, перебрасываясь некоторыми репликами, что привело к появлению диалогов, и выяснилось, что для диалога больше подходит такой размер — ямбический триметр, т.е. размер, в котором шесть ямбов, они группируются по два — итого получается три раза по два – шесть ямбов в каждой сточке. Ямб – это размер с первым безударным, вторым ударным, т.е. та-тá, наоборот – это хорей. И все, что было несколько насмешливое, все, что было основано на мифах более низкого уровня – все стало комедией, а то, что было способно перейти в нечто более серьезное, более величественное, стало трагедией.
Вообще комедия, как в целом характеризует её Аристотель, – это вовсе не изображение чего-то низкого в том смысле, что порочного. Это изображение безобразного или изображение неких ошибок, которые приводят к смеху, при этом люди, которые попадают в эти ситуации, должны быть не великими и прекрасными героями, а должны быть худшими, по классификации Аристотеля, чтобы это было бы более смешно, потому что здесь не должно быть страдания. Когда лучший человек ошибается – это приносит ему некие страдания, если же ошибается человек худший, то это вызывает смех. Смех, с точки зрения Аристотеля, это часть концепции безобразного, в отличие от концепции прекрасного. Фаллические песни, с точки зрения Аристотеля, – не единственный вариант происхождения комедии, и вообще он склонен считать, что происхождение её доподлинно неизвестно. Очевидно, она была изобретена на Сицилии. Один из первых нам известных комедиографов – это Эпихарм, он был сицилийцем, и затем из Сицилии это было перенесено в Афины. Почему столь туманно происхождение комедии в отличие от трагедии, которую Аристотель точно считает происходящей из дифирамбов и сатировских представлений? Потому что изначально она была не важна для полиса, не важна как представление. Это было лишь дополнение.
Далее — Драма. Теория. Часть 2