Эпос. История. Часть 7
Эпос. История. Часть 7
Что представляет собой сам текст Гомера, его поэтика? Написана поэма, естественно, дактилическим гекзаметром. В данном гомеровском эпосе очень много рефренов и формул, о которых говорили Перри и Лорд, с помощью которых можно было заполнить такой длинный текст. Но эти рефрены, эти формулы они не абстрактного содержания, они содержат в себе постоянные эпитеты, т.е. Эос у него практически везде называется либо молодой, либо с пурпурными перстами, розоперстой Эос. Помимо эпитетов, Гомер широко использует метафоры и сравнения. Причем то, что касается, например, красоты, то она очень часто материальна у Гомера, т.е. если человек красив, то это обычно внешняя красота. Что касается метафор в гомеровском тексте, то иногда не совсем понятно, метафора ли это, то есть поэтический прием или же это миф, например, Гомер называет Афину совоокой, сова – это символ Афины, насколько это миф, насколько это поэтика не совсем понятно, или ветроногая Ирида, быстрая Ирида. Понятных метафор не так много, например, ахейцы во второй песне поджаривают мясо на Гефесте, потому что огонь – это свойство Гефеста, Вулкана римского, это видимо некоторый род метафор – метонимия, но может быть также и мифологическим аспектом. Чистые сравнения довольно редко встречаются, например, «Гера мчалась как мысль» и тому подобные вещи. Что касается изображения героев, первыми в глаза бросаются две детали – это, во-первых, довольно большое количество речей и, во-вторых, большое количество описаний внешности. Это те способы, с помощью которых мы можем узнать о внутреннем состоянии героев – то, что он говорит, и то, как он выглядит, и вообще человеческие чувства, они имеют некоторым образом физическую основу, и часто у Гомера можно наблюдать смешение мыслей и чувства или мыслительного и зрительного процессов. Что касается нетипичных для эпоса черт, для эпоса героического, то здесь, помимо уже упомянутых речей и диалогов, а также драматических элементов, можно упомянуть такую вещь, как юмористические сцены, например встреча Телемаха с Еленой, или лирические сцены, описание, например, росы и цветов на горе Иде, или даже не просто комические сцены, а грубо комические, как, например, драка Одиссея с Иром, полусказочные элементы, как остров феаков, и так далее. Сюда же относятся и фантастические приключения. Последующие авторы, такие как Аполлоний Родосский, к которому мы переходим, они с удовольствием подхватят эту часть гомеровского эпоса, фантастичность приключений, и разовьют её.
Аполлоний Родосский – это автор III века до н.э., он родился в 295 и умер в 215 году, написал он довольно-таки длинную поэму под названием «Аргонавтика». Это плавание аргонавтов, называются они так потому, что они плавали на корабле «Арго», плавали они в Колхиду за золотым руном, руно – это шкура барана. Ясон должен был добыть это руно и привести его домой. Для этого он набрал команду, в том числе, например, в команду входил Геракл, и при помощи дочери колхидского царя Ээта Медеи сумел преодолеть все испытании и привезти руно. Данная поэма, в общем и целом, сначала кажется довольно стандартной эпической поэмой, она начинается с обращения к Аполлону, её персонажи – это герои, главный персонаж – это герой, повествование здесь линейно, параллельные события, безусловно, изображаются. Кстати говоря, естественным образом, согласно самому характеру текста как такового, здесь работает закон, который сформулировал Зелинский – закон хронологической несовместимости, когда одновременные события излагаются последовательно, но их одновременно, если не в таблице, невозможно было бы изобразить, описать. Так что здесь в «Аргонавтике» точно так же, как и в других эпических поэмах, есть некое линейное повествование, но если что-то происходит одновременно, то тоже получает возможность быть описанным. Формульность здесь также присутствует, но есть и некоторые особенности, которые выделяют Аполлония Родосского из числа других эпиков и показывают нам, что он именно эллинистический автор. В первую очередь, это бытовые зарисовки, например, дворец Ээта, колхидского царя, или жилище Афродиты. Сами эти особенности являются характерной чертой эллинизма, который, с одной стороны, всегда интересовался некими общими универсальными проблемами, а с другой стороны, проявлял интерес именно к деталям, причем в отличие от классики или даже архаики. Что касается человека, то интерес эллинистические авторы проявляли не к типажу, общему типу человека, а конкретному человеку, отдельному человеку. В этом смысле выразительное искусство эпохи эллинизма приближается к литературе, поскольку она становится такой же расцвеченной и украшенной, как и обычное искусство. Тем не менее, массы архаических черт в это время все равно не удается избежать. Внутреннее состояние по-прежнему транслируется через жест, через внешнее проявление некоторое. Тесная связь эллинистического искусства с литературой проявляется в таком литературном элементе как экфразис. Что такое экфразис? По существу, это некоторая вставка в текст, выделяющаяся по следующему параметру: герой видит некоторый объект, который вызывает у него воспоминание или заставляет его говорить о чем-то. Обычно картину, может, и какой-то элемент, допустим, плащ или меч. Позднее экфразис – это просто некоторое отступление в тексте. Все это разнообразие называется по-гречески пайкилиан – буквально пятнистость, разнообразность. Это совмещение разных стилей повествования, совмещение различных эпитетов, метафор, архаических слов и слов более современных, смешение героического повествования с авантюрным романом и другими поджанрами. Эллинистический эпос был в полной мере унаследован римлянами, например, тем же Вергилием.
Далее — Эпос. История. Часть 8