Эпос. История. Часть 5
Эпос. История. Часть 5
Итак, начнем с Гомера. Кто такой Гомер и что он написал. Некоему Гомеру приписываются следующие произведения – это «Илиада» довольно-таки длинная эпическая поэма. Состоит она из 24 песен, не следует забывать, что эти песни, это деление было произведено в эллинистический период, в александрийское время, а вовсе не самим Гомером или даже раньше. Столько же песен и в «Одиссее». Нетрудно, кстати, догадаться, почему песен именно 24. Разделено по числу букв греческого алфавита. Песни так и называются. Каждая песня называется не цифрой, а буквой алфавита. Если увидите, что буква большая, например Γ (гамма) большая – значит это третья песнь «Илиады», а если δ (дельта) маленькая (прописная), то это четвертая песня «Одиссеи». Этот принцип сохранился до сих пор и повсеместно используется в научной литературе. Помимо «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру также приписываются гомеровские гимны, о которых мы будем говорить, когда будем говорить о лирике.
Кто же такой был Гомер? Это вопрос впервые со всей остротой был поднят в конце XVIII века известным ученым Фридрихом Августом Вольфом. Вопрос этот так и будет называться с тех пор «гомеровским». Сущность вопроса проста – а был ли Гомер или его не было? А если не было, то что это за поэма и кто её написал, а если был, то кто он был. Вольф предположил, что Гомер не был одним человеком, что это было несколько человек. В эпоху романтизма эти представления укрепились в связи характерной для романтиков идеей «духа народа». И с тех пор, в общем и целом, имеется два типа теорий – либо это теория личного творчества, где может быть один автор либо группа авторов, или же это теория социального или народного творчества. Есть между ними и пересечения.
Начнем с тех, кто считал, что это было личное творчество, но автор был не один, а их было много. К таким ученым относится прекрасный немецкий ученый Карл Лахман – это первая половина XIX века. Он считал, что поэма Гомера – это объединение неких малых песен, его теория так и называется – «теория малых песен», т.е. это несвязанные с собой песни, они создавались по отдельности, а потом были соединены, теория несколько механистична, надо сказать. Далее, его последователи Август Кёлли и другие смягчили несколько его идею, сказали, что, может, песни были не такие малые, но в любом случае – это выделение песен из некоего цикла и дальнейшее их объединении. Несколько иной концепции придерживался Готфрид Герман. Он считал, что песни развиваются вокруг некоего мифологического зерна. Эти теории уже несколько отходят от идеи, что авторов было очень много, поскольку в любом случае получается, что у каждой песни все равно автор один. В 80-е годы знаменитый ученый Ульрих фон Виламовиц Мёллендорф предложил другую версию, что эти песни не только изначально были отдельно, но они каждый раз переставлялись, и всякий раз поэма видоизменялась, являла собой некую новую компиляцию, и эту идею поддержал Сергей Петрович Шестаков – русский ученый в конце XIX века.
Тем, кто является сторонниками происхождения песен творчества одного автора, называются унитаристы, к ним относятся такие ученые, как Карл Готфрид Мюллер и некоторые другие. В начале ХХ века и Ульрих фон Виламовиц Мёллендорф к ним присоединился, соединив свою компилятивную теорию с теорией унитарной, что эти разрозненные песни в итоге соединил один автор. Это представители теории личного творчества.
К теории социального творчества, народного творчества относятся в основном те, кто поддерживает идею фольклора и некоторых идей культурных напластований, состоящих из различных диалектов, поскольку гомеровский текст сохранил вкрапления различных диалектов. Эти теории довольно долго занимали умы ученых, пока не выяснилось, что в целом этот вопрос не так существенен, как кажется. Намного более существенен вопрос текста, установление верного текста, тех сведений, которые можно почерпнуть из него и так далее. В любом случае в свое время было доказано, что гомеровские тексты действительно принадлежат к тому веку, на который они претендуют, т.е. это VIII-IX века до н.э., сейчас больше склоняются к VIII в. до н.э., чем к IX в. до н.э. И острота гомеровского вопроса на данный момент практически спала.
Далее — Эпос. История. Часть 6