Эпос. История. Часть 2
Эпос. История. Часть 2
Аристотель стоит у истоков формирования канона эпических поэтов, т.е. списка лучших поэтов. Список этот иерархичен. Канон послужил основой для формирования каталога Александрийской библиотеки. Авторы там были расположены именно в изначальном порядке – иерархическом, также могли быть расположены и в алфавитном, но основной порядок – это иерархический. Гомер, конечно, возглавляет список, за ним следует Гесиод. Некоторые современные ученые считают, что Гесиод при этом был раньше Гомера. Для нас это не имеет большого значения.
Последующие эпические поэты после Гомера и Гесиода, подробнее о которых мы будем говорить попозже, это авторы VII, VI, V веков до н.э. Их тексты не сохранились полностью, и можно даже сказать, и в отрывках они не сохранились, это мельчайшие фрагменты этих текстов. К этим авторам относятся Писандр, Паниасид, Антимах и Херил, последний писал как раз в V веке до н.э. В классическое время, очевидно, в силу развития других жанров или в силу огромного авторитета Гомера и уже существующих эпических поэм, нового эпоса как такового практически не создавалось. Нам неизвестны доподлинно тексты и нам практически неизвестно никаких имен авторов классики, которые бы писали эпос.
В эпоху эллинизма, когда культурная парадигма несколько изменилась, изменилось восприятие мира, появился иной подход к художественному творчеству, внимание отныне акцентировалось на отделке произведения, на аллюзиях, на изяществе и так далее. Написанные поэмы потребовали новой обработки. Нельзя сказать, что эллинистические авторы эпоса выдумывают новые сюжеты, сюжеты у них все те же и круг мифологических персонажей, в общем-то, тот же, но они их пишут иначе, иначе обрабатывают. К более поздним авторам можно отнести Аполлония Родосского, например, и его соперника Каллимаха, который никогда не писал больших поэм. Они всегда об этом спорили друг с другом, кто более прав. Аполлоний Родосский был за эпически крупные поэмы, Каллимах писал гимны и написал маленькую, компактную поэму «Причины», оказавшую огромное влияние на римскую литературу.
В эпоху эллинизма появляется как раз римская литература. И как мы это уже говорили, Рим представляет собой совершенно особый вариант развития. Действительно, в Греции эпос появляется первым из жанров, а для римской литературы этого последовательного развития не существует. Александрийский канон – список из лучших и худших авторов становится планом для римлян, планом по созданию собственной столь же великой и прекрасной культурной и литературной основы. Таким образом, у римлян нет ни исторического контекста, ни логики развития такой, как у греков. При этом у них, как мы тоже уже говорили, наблюдается очень сильная эллинизация, т.е. римляне – это периферия, ранний Рим – это периферия огромной греческой культуры, начиная со времен Александра Македонского и некоторое время после него. Глубокая провинция стала центром мира, ей для этого понадобилась собственная культура, а поскольку культура у неё была только греческая, в центре греческой культуры была литература, то и Рим стал создавать свою литературу. Римляне не смогли изначально написать свой эпос, и своего древнего эпоса у них не было никакого, поэтому они изначально переводили греческие произведения, причем это касается не только эпоса, переводили они и драмы. Естественно, кто первым был переведен – это Гомер.
Далее — Эпос. История. Часть 3