Страницы

Ссылки

Эпос. История. Часть 1

Эпос. История. Часть 1

Теперь мы будем рассматривать конкретных эпических авторов, т.е. тех поэтов, которые писали тексты, которые мы можем отнести к эпосу, согласно теории Аристотеля или согласно теории Феофраста. Таких авторов немало. Эпос прошел довольно большой путь развития. Он считается в целом древнейшим из жанров. Из тех жанров, которые существуют в античной литературе, эпос считается древнейшим.

Из чего сформировался эпос изначально? Нам практически ничего неизвестно даже о том, в какой среде формировался гомеровский эпос, который является завершением огромной традиции, как считает и Аристотель, и масса других античных авторов, т.е. это не современное мнение ученых, а античных. Та традиция, вершиной которой стал Гомер, нам очень плохо известна. Письменных источников у нас нет, есть только цитаты какие-то, опять-таки, опосредованные, пересказы, упоминая и так далее. Например, в известном месте в схолиях к «Илиаде» к первой песне, там, где идет речь о песне ахейских юношей (я надеюсь, все знают из первой лекции, что такое схолии, схолии – это комментарии к тексту), схолиаст пишет, что есть несколько родов песни, которые издревле исполнялись, и приводит несколько примеров. К таким древнейшим песням он относит свадебные песни, трудовые, восхваляющие песни, песни, которые являются гимнами или плачами, песни, которые сочетают в себе танец и некоторые слова, песни мудрецов. Кто писал эти песни – мы даже практически не знаем имен авторов. Все эти личности, естественно, либо полностью мифологические, как Гермес, который, как считается, изобрел кифару, а позднейшие поэты добавляли к ней струны, в кифаре Гермеса было лишь три струны, а последующие поэты добавляли, добавляли, и получилось в итоге девять струн. Афина изобрела флейту. Как мы помним, в античности поэзия неразрывно связана с музыкой. Иных имен у нас фактически и нет для вот этой стадии, для авторов песен.

Кроме песен существовали также некие эпические сказания, которые концентрировались очень часто вокруг культа какого-либо конкретного мифологического героя. Мифология к тому времени развивалась и достигла стадии, когда различные легенды сформировались в достаточно обширный корпус с более или менее ясными связями друг с другом. Т.е. когда вы читаете Гомера, например, взаимоотношения между персонажами уже известны слушателю, а это значит, что задолго до этого все было сформировано. Это не вчера по отношению к Гомеру было найдено и изучено поэтами. Считается среди прочего, что эпические сказания концентрировались вокруг культа погибшего героя, то есть первые эпические песни – это некое подобие плача над могилой героя, игры над могилой героя. И в этом плаче содержится не только рыдание о том, что такой-то и такой-то нас покинул, но и сказания о его деяниях, его подвигах. Это одна из версий происхождения эпических сказаний, погребальная. Но возможно, что это и из других источников произошло, например, из гимнов в честь богов, когда на празднествах в гимне описываются различные деяния бога, это не менее вероятно, чем происхождение от героического культа, а возможно это и параллельные вещи.

Какие имена нам все-таки известны, помимо очевидно полностью мифологических? Это несколько полулегендарных догомеровских персонажей, как, например, Орфей. Об Орфее, равно как и обо многих других, говорят различные античные авторы и приписывают ему самые разные великие деяния: написание огромной теогонической поэмы, написание орфических гимнов, в которых Орфей начал впервые употреблять большое количество эпитетов, создание гекзаметра, изобретение лиры и так далее, и так далее. Из других последователей Орфея можно назвать Мусея и прочих, их довольно много, еще можно назвать имен шесть или семь. И все это полулегендарные личности, от которых нам даже не сохранилось названий произведений, но только рассказы о них. Они фактически сами представляют собой героических персонажей, сами могут становиться героями эпоса. К моменту, когда текст Гомера был записан, текст Гомера являлся вершиной всей этой традиции, и долгое время, как мы уже знаем, существовал только в устном варианте, равно как и те песни, которые ему предшествовали. В эпоху Писистрата текст был записан, и к этому моменту он имел огромную популярность. Он был, попросту говоря, избран как лучший вариант из всего и был записан как некая культурная ценность. Вершиной всего называет его и Аристотель, который утверждает, что Гомер во многих отношениях превзошел других поэтов. И даже там, где, может быть, что-то у других получилось бы шероховато и неверно, у Гомера удачность и талант и умение это сглаживают.

Далее — Эпос. История. Часть 2

Search

Categories