Страницы

Ссылки

Введение. Часть 9

Введение. Часть 9

Итак, мы переходим, и Аристотель переходит, совершенно логично к следующему пункту — к предмету. Чему же подражает поэт, автор? Он подражает всегда некоторому действию окружающему и людям окружающим. Какие могут быть эти самые люди, осуществляющие действия, или космос? Космос понятно, он всегда бывает только одним, он всегда бывает только наилучшим. Люди же могут быть трех родов: они могут быть лучшими, могут быть обыкновенными, а могут быть худшими. Такое деление приводится относительно чего-то, относительно среднестатистического Я, среднестатистического человека. Можно изображать нечто лучшее, чем Я, можно изображать такое же, обыкновенное, а можно изображать нечто худшее. Нетрудно догадаться, что обычно трагедия занимается изображением лучших людей, а комедия — изображением худших. В то время как в некоторых исторических сочинениях изображаются обыкновенные люди или в некоторых лирических произведениях появляются и те, и те или, допустим, все три рода. Это может быть осуществлено самым разным способом.

И вот мы переходим к третьему пункту — чем. Мы обсудили средства — подражает космосу словами, музыкой и ритмом движений, второе чему — космосу, людям, действиям их, и люди могут быть трех родов. Каким же образом осуществляется подражание? Не надо путать способ со средством. Средство — это инструмент, а способ — это образ действия, это как осуществляется подражание. Аристотель выделяет здесь три вида. Первое — это когда есть персонаж А, персонаж В, их может там быть еще десяток, они что-то делают или ничего не делают, сидят, а автор смотрит на них со стороны. Вот взгляд со стороны — это первый способ подражания, это то, как сочиняет свою поэму Гомер — он смотрит на происходящие события со стороны. Второй вариант — если автор отождествляет себя с персонажем одним каким-либо и сморит на мир его глазами, как, например, в лирике происходит. Лирические авторы, и лирики, и мелики, мы будем еще обсуждать разницу между ними, они как бы от себя говорят. Это второй тип. Третий тип — это тот случай, когда у вас есть персонаж А, персонаж В и автор поочередно становится то на одну позицию, то на другую. Так и возникает драма. Драма — это когда автор по очереди говорит то за одного, то за другого. Сюда относятся все драматурги. Авторы прозаических произведений используют по большей части первый способ. При этом автор прозаического текста может, естественно, использовать и второй способ, и третий. Надо сказать, что использование второго способа в прозе, т.е. повествование от лица самого себя, характерно лишь для очень поздней литературы — литературы средневековой. Типичный пример — это «Исповедь» Августина. В античности подобных текстов, видимо, не было, потому что даже диалоги или трактаты Цицерона, те же философские различные трактаты, все равно описывают некоторую реальность со стороны, некоторые действия или, как часто любили это делать и философы греческие, и римские — описывают диалог двух персонажей или со стороны, или занимая одну из позиций по очереди.

Далее — Введение. Часть 10

 

 

Search

Categories