Страницы

Ссылки

Введение. Часть 2

Введение. Часть 2

Теперь какова периодизация, то, что называется периодизацией античной литературы.

Здесь существуют разные совершенно подходы, но для самого общего и достаточно ясного при этом и соответствующего более-менее реальности представления можно взять классическую схему, которая приведена, например, в учебнике Алексея Федоровича Лосева или Лосев — Тахо-Годи, иногда он бывает издан. И это первая из книг, которые будут в вашей библиографии, о которой мы с вами поговорим позже.

Итак, какую периодизацию приводит Алексей Федорович?

Он выделяет первым делом архаический, или как еще называется доклассический период. И вот он как раз говорит, что это период, который начинается из глубины веков и доходит до времени, когда писали, как считается, Гомер и Гесиод. Они писали примерно в XVIII веке до н.э. или в начале XVII века до н.э., но чаще называют XVIII. Этот период архаический характеризуется в основном формированием первого основного литературного жанра — эпоса. Эпос формируется именно в архаику, формируется из различных сказаний и преданий. И очень важную роль в эпосе играют мифы, которые к этому моменту уже составляют довольно важный и объемный пласт культуры Греции. Итак, архаический период заканчивается, достигая своей кульминации в лице Гомера, и начинается следующий период. Называется он классический. Обычно выделяют следующие его рамки: примерно с конца VII века до н.э. и до конца IV века до н.э. При этом в этом достаточно продолжительном периоде выделяется особое время, так называемая зрелая классика — это V-IV века до н.э. Иногда дается даже и точная дата конца классического периода — это 338 год, так называемая Херонейская битва. Но поскольку исторический экскурс в цель нашего курса не входит, то я думаю, каждый студент может вполне выяснить, что такое Херонейская битва и поразмышлять о том, почему её называют концом классического периода.

Что такое классический период, почему он так называется? Не только потому, что те произведения, которые были написаны тогда, стали так называемой классикой, стали столь важны для последующих поколений, причем не только в рамках античной культуры, но и много-много позже. Это следствие того, что собой представляли эти произведения. Что же они из себя представляли? Во-первых, в классическое время появляются новые жанры, помимо эпоса, который продолжает развиваться, хотя надо отметить, что в классической время он развивается далеко не так активно, как он развивался до и как будет развиваться потом. Появляется такой жанр как драма. Драма — это и комедия, и трагедия, и сатировская драма, и мим, и еще некоторые подвиды. Драма — это действие на сцене. Кроме того, появляется лирика. Это еще один жанр, очень важный, до классического периода лирики как таковой не существовало. Кроме того, появляется четвертый и для нас с вами последний жанр — это проза. Проза — это особый вид литературы, поскольку все предыдущие эпосы, драмы и лирика написаны стихами, а проза — не стихотворный жанр, поэтому она стоит несколько особняком. В это время пишутся различные философские произведения, это время, когда писали Платон и Аристотель, в это время пишутся различные научные трактаты на самые разные темы: исторические и т.п. Классика занимается тем, что развивает то, что только что было найдено и нащупано в предыдущий архаический период. В это время как раз закладываются самые основы. Что представляет собой драма, какова она, какова ее характеристика, как её отличить одну её часть от другой и всю вместе драму от другого жанра? В этом плане каждый автор, особенно те, которые писали в более раннюю часть классического периода, является в своем роде первооткрывателем. И то, что они создают, то на какие темы они рассуждают, впоследствии будет развиваться, впоследствии будет принято и воспринято различными более поздними писателями.

Далее — Введение. Часть 3

Search

Categories