«Илиада»
«Илиада»
«Илиада» — произведение очень и очень компактное, как это ни странно. Хотя состоит из 24 песен. Полное исполнение занимает не одну неделю, поскольку человек способен слушать часа два, а петь, не останавливаясь, дольше точно не способен. Несмотря на это, «Илиада» — произведение с очень компактным сюжетом. Мало того, что это только десятый год войны, это пятьдесят дней. В первой строке Гомер заявляет о том, чему будет посвящена поэма: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына». Сюжет «Илиады» — это гнев Ахилла. Сначала Ахилл гневается на Агамемнона за то, что у него отобрали пленницу. Потом он сидит у себя в палатке, продолжает гневаться, видя, как троянцы бьют ахейцев. Потом погибает Патрокл, и гнев Ахилла возрастает. И это уже гнев на троянцев вообще и на Гектора в частности за гибель Патрокла. Затем Ахилл идет биться с Гектором, убивает его. С гневом Ахилла ничего не делается, он остается по-прежнему. Ахилл терзает тело мертвого Гектора, он объезжает трижды вокруг Трои с трупом, он бросает тело Гектора собакам (и те, кстати сказать, его не едят — гуманнее, чем их хозяин). К Ахиллу приходит Приам с просьбой вернуть ему тело сына. Ахилл в конце концов соглашается. Приам забирает тело обратно в Трою. Гектора хоронят. Гнев Ахилла иссякает. Последняя строчка «Илиады»: «Так погребали они конеборного Гектора тело». Очень динамичный, компактный сюжет. Поскольку воинам — слушателям «Илиады» очень интересно, кто кого убил, всё это разбавляется чрезвычайно подробными описаниями боев с выбитыми зубами и прочим членовредительством, с колесницами, едущими по трупам. В известном фильме «Троя» это даже разочек показали, я очень радовалась, что они так хорошо следуют источнику в этом аспекте. И есть один вставной эпизод — ночная вылазка Одиссея и Диомеда. Есть, конечно, некоторые логические неувязки вроде поединка Париса и Менелая, который явно должен был быть в первый год осады Трои, а тут, волею судьбы, он оказался перенесен на десятый. Но это всё частности. Теперь про обещанный черный юмор. Все прекрасно знают, что у Ахилла был товарищ Патрокл, который был его слабее (копье Ахилла поднять не мог). Но между тем, когда Патрокл в доспехах Ахилла ринулся в битву, и отнюдь не по доспехам, а по тому, как именно он бил троянцев, все решили, что это вышел биться сам Ахилл. Патрокл бьет троянцев, отгоняет от лагеря греков, который они уже почти вовсю захватили; троянцы совершают отход на заранее приготовленные позиции или, попросту говоря, во все лопатки бегут к Трое. Патрокл гонится за ними. Тут уже начинают беспокоиться не только троянцы, но и боги, потому что Патрокл, несмотря на все пророчества, способен взять Трою. Боги забывают, кто чью сторону держал. Их беспокоит то, что сейчас все пророчества будут нарушены. Патрокл, уже кем-то раненый, взлетает на крепостную стену. Там стоит Агамемнон. И на чистом древнегреческом языке он заявляет Патроклу, что же ты такой сякой, нарушаешь все пророчества, а ну иди отсюда. С этими словами он его сталкивает со стены. После чего Аполлон идет к Гектору и говорит: «Ты великий герой, вон там лежит раненый Патрокл, пойди соверши великий подвиг, добей его. Этого «терминатора» убивали трое. Один из них бог, другой — величайший герой Трои. Это еще не смешно. Смешно дальше. А дальше греки приходят к Ахиллу и говорят ему: «Вспомни кроткого духом друга Патрокла». Ну да, кроткого духом… Это с одной стороны. С другой стороны, опять же о юморе «Илиады». Гомера очень не любили, даже не столько в Греции, а особенно в Риме за то, как тот вел себя по отношению к богам. В отношении богов Гомер ничем, даже отдаленно напоминающем политкорректность, не страдал. Что делают в «Илиаде» боги? Интригуют друг против друга. Посейдон всячески хамит Зевсу. Гера всячески Зевса обманывает. Если «Илиаду» все-таки прочесть, то сцены с богами — это такая хорошая для слушателя и позже для читателя отдушина после кровавого месива очередных батальных эпизодов. Там льется ручьями кровь, и все друг друга убивают, а здесь какие-то свары, склоки… Можно передохнуть. Скажем честно: в «Илиаде» боги играют роль шутов, комических персонажей. И за это Гомера очень не любили. Потом, когда Вергилий написал свою «Энеиду», там боги вполне правильные — и Вергилия за это уважали.
Далее — Образ Гектора