Страницы

Ссылки

Третий брак Гудрун

Третий брак Гудрун

Ну и последнее, на что обратим внимание, это третий ход, третий брак Гудрун. Она выходит замуж третий раз, и случается такая печальная история, что её дочь от Сигурда казнена своим мужем, то есть девочка уже выросла, вышла замуж и муж её по ложному обвинению казнил. Мужа зовут очень интересно, его зовут Йормунрёк, а корень йорм – это, собственно, обозначение змея. И вот Гудрун подстрекает своих детей от уже третьего брака (предполагается, что они к тому времени выросли) отомстить за сводную сестру. Братья едут и по дороге им встречается уже их сводный брат, то есть отец у них общий, а матери разные, который предлагает им помощь. Но они его казнят. Они ему отрубают голову. Что это такое, почему они отказываются от помощи? Потому, что они не хотят делиться с ним собственной славой. То есть для них слава – высшая ценность. Слава, а не победа, уж не говоря о том, что не жизнь. И тому, кто пытается примазаться к их славе, они, приходя в ярость, просто отсекают голову. Далее, они начинают биться с воинами Йормунрёка и эти два брата отрубают Йормунрёку руки и ноги, и не просто отрубают, а бросают руки и ноги в огонь. И вот тут Йормунрёк с отрубленными руками и ногами вдруг начинает говорить своим воинам, что этих двух юношей не берёт железо и единственный способ поразить их – побить камнями. Воины принимают это к исполнению и побивают камнями юношей, после чего те и гибнут. Сюжет тоже, на первый взгляд, поражает нелогичностью. Ну, во-первых, спрашивается: почему Йормунрёк не сказал такую умную вещь до начала боя? Чего, собственно, он ждал? Ответ здесь в его имени. То есть само имя указывает на его змеиную природу. Ему отрубают руки и ноги и остаётся от него, понятно, голова и туловище. То есть он, как бы, человек – змей. Братья его лишают его человеческого облика. Больше того, они к тому же ещё руки-ноги сжигают. И, освободившись от человеческого облика, Йормунрёк получает как бы доступ к своей нечеловеческой надчеловеческой мудрости. Поэтому он просто физически не мог сказать раньше. И, соответственно, то, что братья гибнут, это вот опять-таки с чего начали, тем и кончаем. Эта идея, что славная смерть, неслыханная смерть, гораздо важнее не только жизни, но и победы. Их гибель вошла в историю и как бы они тем самым и достигают своей цели, а то, что они, между прочим, проигрывают битву, это уже частность, представляющая существенно меньший интерес.

К началу лекций о скандинавской мифологии

Search

Categories