Реформы Эхнатона
Реформы Эхнатона
А сейчас мы очень кратко коснемся того единственного случая, когда в Египте был нарушен священный принцип не отменять древних религиозных представлений, чтобы продвигать новые. Единственный раз в Египте была совершена попытка решительного религиозного переворота. Я естественно имею в виду реформу фараона Эхнатона. Недавно попался на глаза фильм «Нефертити». Фильм достаточно слабый, там очень забавно было, как якобы отец Эхнатона разъярен на сына за то, что тот пытается идти против всех вековых установлений. Это неправда. Но там весь фильм такой. В середине второго тысячелетия до нашей эры, когда собственно было дело, жрецы до крайней степени «обнаглели»: присваивали все права не только на общение с богами, но фактически и на победы. Фараон побеждает, потому что за него бог Амон (Фиванский бог, мыслился богом незримым, что в значительной степени облегчало превращение его в верховного бога). Сам фараон уже не может ничего. Всё ему дарует только Амон. Эта идея фараонов чрезвычайно угнетала. И они потихонечку начали против этого бунтовать. В частности, как раз отец Эхнатона Аменхотеп III серьезно начал противостоять жрецам и отстаивать свое право на победы. Сын шел по отцовским стопам. Но если отец не выходил за рамки общеегипетских приличий, то сын его Аменхотеп IV (имя Аменхотеп означает «Амон доволен») решился на беспрецедентные меры. Я замечу, что и поражение реформ Аменхотепа IV, который войдет в историю под именем Эхнатона, заключалось в том, что египетская культура в принципе не могла воспринять столь резкий поворот. Культура, может быть, и могла. В культуре, именно в истории культуры Египта реформы Аменхотепа удержались. А в религии это не представлялось возможным. Своим богом фараон избирает бога Атона — бога солнечного диска. Этот бог не был им придуман, в Египте он был очень хорошо известен. Дело в том, что любая языческая культура разделяет жестко два понятия: бог света и бог солнца. При этом бог света — один из ведущих богов. А бог солнца занимает периферийное положение. Соответственно богом света в Египте был Ра. И мы прекрасно знаем, что Ра изображался в обличии человека с головой сокола, у которого на макушке находится солнечный диск. Вот на макушке у Ра находится бог Атон — бог солнечного диска. Кстати, у славян богом солнечного диска был Хорс, бог третьестепенный. В то время как богом солнечного света был то ли Даждьбог, то ли Ярило, и соответственно они играют в пантеоне огромную роль. Итак, будущий Эхнатон избирает того единственного бога, которого все видят ежедневно. И берет себе имя «угодное Атону», под которым и входит в историю. Приказывает строить столицу на совершенно новом месте. Замечу, что после смерти Эхнатона, когда все его реформы рухнули, его столица была сметена с земли, и гораздо позже на этом месте возникла арабская деревушка Амарна. И весь стиль эпохи Эхнатона по имени этой деревушки назовется «амарнским», хотя это название позднее, к Эхнатону никакого отношения не имеет. Его столица называлась Ахетатон — «небосклон Атона».
Далее — Реформы в исскусстве