Ритуал Хеб-Сед
Ритуал Хеб-Сед
Говорить о египетской культуре, не упоминая заупокойного ритуала, невозможно. Перед тем, как перейти к заупокойной тематике, я хочу обратить ваше внимание на один ритуал, который чрезвычайно важен для понимания египетской культуры и для понимания египетского искусства в частности. Огромное количество статуй фараонов, дошедших до нас, было непосредственно связано с этим ритуалом: фараоны в облачении, которое было сделано специально для ритуала, и сами статуи в нем были задействованы. Речь идет о ритуале Хеб-Сед. Это ритуал обновления жизненных сил фараона. Фараон мыслился воплощением жизненных сил своей страны, и по истечении тридцатилетнего срока царствования был уже слишком стар, чтобы править. И тут один из двух вариантов. Или фараона убивать и возводить на престол нового молодого красивого. Эта идея почему-то фараонам не нравилась. Или же провести обряд фактически инициации для обновления жизненных сил фараона. Для этого обряда со всех областей Египта свозились в столицу все номовые божества (изображения). Главная статуя, при ней все необходимые жрецы, при жрецах вся их обслуга и так далее. Событие неординарное. Теоретически, после первого Хеб-Седа фараон должен был проводить следующий, затем вновь следующий, но, насколько я понимаю, столь часто проводить этот ритуал было непросто для экономики страны. И поэтому так часто он и не проводился. Но правила были таковы. Матье дала подробное описание Хеб-Седа, всё это есть на русском языке. Но я должна вас предупредить. Этот ритуал с точки зрения читателя-неегиптолога невероятно скучен. Фараон обязан поприветствовать каждое номовое божество в соответствии с теми или иными обычаями. То есть ритуал состоит из огромного количества повторяющихся процессий. Впрочем, есть и интересные моменты. Во-первых, главное божество ритуала — бог Упуат. Бог в обличии волка. Напомню, что «волк» у подавляющего числа народов земного шара мыслится проводником в мир мертвых (можно вспомнить и русскую сказку «Иван Царевич и Серый волк»). И символически провести фараона через смерть естественно мог именно бог Упуат. Потом нас будет интересовать его близкий «коллега» — бог Анубис. Бог в обличии шакала, который является проводником по миру мертвых, проводником каждого умершего человека. Итак, Вепуат (Упуат) — главное божество, штандарт его несли впереди всех божеств во время ритуала. Самой «колоритной» частью Хеб-Седа была так называемая «смена фараона». Фараон считался умершим, но «умирая», он оставлял документ о престолонаследии, где завещал престол самому себе. И дальше он должен был, пройдя через обновление, доказать, что он стал молодым и сильным, ритуальным бегом (естественно, фараон никуда не бегал, а бегал там кто-то за него). Затем он из рук своей статуи забирал документ и в качестве наследника самого себя воцарялся. Кстати, в хеб-седное одеяние входил бычий хвост. В этом отголосок единства культа фараона и быка, и именование «бык обеих земель» входило в пятичленную титулатуру фараона. С проводником в мир мертвых и обратно — разобрались.
Теперь переходим непосредственно к путешествию в мир мертвых. Я хочу обратить ваше внимание на то, что практически у всех архаичных народов заупокойное бытие человека никогда не связывается с его моральными, нравственными и тому подобными качествами. Оно определяется только формой погребения. И в Египте на протяжении многих тысячелетий дело обстояло точно так же. Как человека похоронят, как будет сохранена его гробница – такое у него и будет загробное существование. При этом египтяне огромное значение придавали сохранению тела в целости. Откуда мумифицирование. В крайнем случае — изготовление статуи, если с мумией какие-то проблемы. Замечу, что когда Египет стал христианским, мумифицирование продолжалось. Никуда оно не уходило. Вообще говоря, христианству оно нисколько не противоречит. И только тогда, когда Египет захватили арабы, и он стал исламским — пришел конец мумифицированию.
Далее — Загробное путешествие