Мифология древнего Египта
Традиционно, когда мы говорим о мифологии Древнего Египта, мы начинаем разговор о богах в образе животных. Я хочу обратить ваше внимание на следующий важный момент. Почему у египтян боги, как нам известно со школьной скамьи, изображались со змеиными, птичьими и так далее головами. Это частный случай одного из главнейших правил культуры Древнего Египта. Правила, которое было нарушено в истории Египта всего один раз. Это правило гласило, что новые культурные напластования, новые идеи в мифологии, искусстве, религии могут быть наложены только на уже существующие. И поэтому египетское искусство на протяжении тысячелетий менялось настолько мало, что, положа руку на сердце, заметно одним египтологам, а обычный человек с трудом улавливает разницу между искусством Древнего и Нового царств. Традиция была незыблема. Если изначально образы богов как животных восходили, вероятно, к тотемизму и точно к культу животных (тотемизм и культ животных — разные вещи: тотемизм — вера в то, что данное животное является предком людей и соответствующего вида животных, а культ животных — самые разные проявления), позже это остается данью тысячелетней традиции. Из зооморфных образов божеств я хочу обратить ваше внимание на несколько из них. Во-первых, на обилие божеств в облике сокола. И на обилие божеств с именем Гор. То, что Гор — сын Осириса и Исиды, отомстил за отца, коварно убитого нехорошим Сетом, в той или иной форме известно почти всем. Кстати, насколько Сет был нехорошим, мы еще будем разбираться. Но сейчас нас интересует другое. Гор — сын Осириса, один из ряда богов с этим именем. Еще был Гор обоих горизонтов, изображающийся в обличии крылатого солнца. Еще был Гор Бехдецкий, знаменитый победитель множества темных сил, которые в египетской культуре имели образ крокодилов и бегемотов. Откуда возникает и Кот Бегемот. Божеств с обликом сокола огромное количество — десятки, если не сотни. Желающие найдут это в каких-нибудь справочниках.
В Египте плодородие зависело от разлива Нила. Египет – страна, которая из-за своих природных особенностей не знала оплодотворяющей силы весенних гроз. В Египте грозы бывают только в пустыне, ни с каким оплодотворением почвы они не связаны. Божеством грозы был тот самый «хороший» или «не очень хороший» Сет — убийца Осириса. И поэтому функции, которые у других народов несет бог-громовержец, в частности, это функция змееборца, в египетской культуре были перенесены на богов света, и как раз на богов в обличии соколов. В первую очередь это касается не столько Гора — сына Осириса, а Гора Бехдецкого.
Образ, противоположный соколу — змей. Змей по определению во всех культурах есть существо амбивалентное, двоякое. И действительно, в Египте мы имеем, с одной стороны, «благого» змея (самый известный — защитник фараона, змея на короне; «благие» змеи, связанные с жатвой, земледелием, змея — хранительница некрополя, змей из преисподней – змей-помощник); и с другой стороны, мы будем иметь змеев «отрицательных» — гад он и есть гад. Напомню, что слово «гад» помимо своего переносного значения имеет и прямое: то, что традиционно объединяет понятия «пресмыкающиеся» и «земноводные». И я с завидной регулярностью буду употреблять слово «гад» в прямом смысле.
Далее — Бык и корова в мифологии египтян